Алёна Баклан
Формирование экологических понятий у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологических понятий у дошкольников в курсе природоведения происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров.
В ходе работы по формированию конкретных представлений о растениях и животных решается задача развития логического мышления и речи на конкретной чувственной основе. Дети еще в детском саду знакомятся с большим количеством растений и животных ближайшего окружения. Но, как свидетельствует практика дошкольники перечисляют названия растений, птиц, насекомых и т. д., но различать их не умеют. Еще Джон Локк писал, что если за словами ребенка не стоят конкретные образы, то это слова – нули, путающие сознание дитяти. Развитие логического мышления и связной речи осуществляется также в процессе уяснения у детей подготовительных групп взаимосвязей, существующих между различными объектами и явлениями природы.
Публикация «Формирование экологических понятий у дошкольников» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2021
Процесс формирования элементарных общих природоведческих понятий при этом не самоцель, он рассматривается как один из самых эффективных путей умственного развития дошкольников. Богатый природоведческий материал представляет большие возможности для формирования и развития у детей старших подготовительных групп таких важнейших способов умственной деятельности, как анализ, синтез, выделение существенных и варьирующих признаков объектов и явлений, обобщение, классификация, сравнение и др.
Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и другие, а также между природой и человеком.
Экологические понятия у дошкольников формируются с опорой на присущие данному возрасту эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способностью овладевать определёнными теоретическими знаниями.
Формирование экологических понятий у детей дошкольного возраста осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на занятиях, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого воспитанники подготовительных групп чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
Изучение раздела природоведения способствует формированию у дошкольников определенных понятий о животных, что способствует целостному представлению о живой природе.
В процессе формирования понятий немаловажное значение приобретает система повторения, которая способствует развитию понятий и позволяет установить связи между понятиями простыми, сложными, единичными и общими. Элементы знаний о природе дети получают при знакомстве с окружающим миром, на занятиях по математике и развития речи.