Екатерина Машина
Формирование взаимоотношений у старших дошкольников, их влияние на поведенческую сферу
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование взаимоотношений у старших дошкольников, их влияние на поведенческую сферу».
В старшем возрасте дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры.
В этих играх складываются благоприятные условия для формирования
взаимоотношений между детьми, как партнёров, товарищей, выполняющих
общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей,
обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. Детей
Темочки:
объединяет в игре общая цель, общие переживания и интересы, совместные
усилия при достижении цели, творческие поиски.
Например, играя в «Больницу» дети между собой решают кто будет
врачом, кто медсестрой, а кто пациентом. Или, играя, в крупный конструктор
дети совместно определяют, что они будут строить, как они будут это делать,
обыгрывают данную постройку. В игре возникает обмен опытом. Нередко
общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. В такие
моменты хорошо наблюдаются добрые отношения между сверстниками,
отзывчивость, сплоченность, а некоторые дети забывают о своей агрессии.
Можно заметить, что с усложнением игрового взаимодействия от младшего
к старшему возрасту уменьшается число детских ссор, возрастает
сотрудничество и кооперация. Игры становятся школой реальных отношений.
Игра- основной вид детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Педагогическая ценность игры состоит в том, что в процессе игры, помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. Мы, воспитатели, в игре выясняем: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли и т. д. Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который сложился в данном коллективе: это обмен игрушками, радость и сопереживание одного ребенка или группы детей за успехи других, готовность подчиняться товарищу. Игры в коллективе вырабатывают организационные навыки. В этом году у нас подготовительная группа. Многие дети пришли уже со сложившимися дружескими взаимоотношениями и легко вступают в контакт. Многократные наблюдения показали нам, что дети в процессе игры самостоятельно налаживают взаимоотношения с коллективом, самостоятельно группируются. у них формируются коллективистские черты характера. Они свободно выбирают себе партнёров. По тому, сколько партнёров и кого именно для воображаемой игры выбирает ребёнок, можно судить о его благополучии. Многие наши дети легко выбирают себе партнёров по игре (двух-трёх, иногда и больше).Это говорит о том, что они успешны в общении и у них благополучные отношения со сверстниками. .Совместно играющие дети часто оказывают друг другу помощь, дают советы, контролируют действия. Мы постоянно следим, чтобы эти советы, помощь, взаимоконтроль активизировали детей, а не мешали инициативе. Например, дети играют в «Домино», Полина плохо знает ходы и правила игры, их ей постоянно напоминают товарищи. Полина медлительная, рассеянна, не успеет взять домино, как дети ей говорят: «Полина, ставь сюда…». Тем самым советы товарищей лишают подобных детей самоконтроля. Мы установили, что такие дети развиваются медленно, привыкают действовать по подсказке, надеяться на других, у них не вырабатывается личная ответственность. Ребенок, который мало общается со сверстниками, не принимается ими в свои игры или сам не желает играть, чувствует себя неуверенным, уязвленным, отвергнутым. Это может привести к формированию низкой самооценки, возрастанию робости, замкнутости, агрессивности. Поэтому наша задача, как воспитателей, заключается в том, чтобы помочь ребенку наладить взаимоотношения со сверстниками и, чтобы этот фактор не тормозил развитие личности. Важно, чтобы дети учитывали право каждого ребёнка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе («Примите меня, пожалуйста», «Можно с вами поиграть», приветливо ответили на просьбу товарища. Огромные возможности для коррекции личностного развития таит в себе театрализованная деятельность, инсценировки сказок, рассказов. Играя роль определенного персонажа, ребёнок раскрепощается, раскрывается, старается соответствовать предложенной ему роли. В старшем возрасте дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры. В этих играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений между детьми, как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. Детей объединяет в игре общая цель, общие переживания и интересы, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски. .Например, играя в «Больницу» дети между собой решают кто будет врачом, кто медсестрой, а кто пациентом. Или, играя, в крупный конструктор дети совместно определяют, что они будут строить, как они будут это делать, обыгрывают данную постройку. В игре возникает обмен опытом. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. В такие моменты хорошо наблюдаются добрые отношения между сверстниками, отзывчивость, сплоченность, а некоторые дети забывают о своей агрессии. Можно заметить, что с усложнением игрового взаимодействия от младшего к старшему возрасту уменьшается число детских ссор, возрастает сотрудничество и кооперация. Игры становятся школой реальных отношений. Во многих дидактических играх для детей, как и в подвижных играх, имеются элементы соревнования. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Иногда это вызывает излишнее возбуждение, азарт. Мы таких случаев стараемся не допускать. Воспитываем у детей доброжелательные отношения друг к другу во время игры, вызываем желание хорошо выполнить задание и ни в коем случае не допускаем насмешек над проигравшими, бахвальства выигравших. Проигравшему ребенку внушаем веру в свои силы, даем ему возможность исправить ошибку. Мы учим детей радоваться успехам товарища, приучаем их справедливо решать споры, которые нередко возникают в игре. Наш опыт показал, что в игре складываются интересы и взаимоотношения детей, формируются первые навыки общественной жизни, только нужно умело руководить ими и вовремя направить в нужное русло.