МААМ-картинки

Формирование временных представлений у детей подготовительной группы «Удивительный мир часов»

Татьяна Якимова
Формирование временных представлений у детей подготовительной группы «Удивительный мир часов»
▼ Скачать + Заказать документы

Время — это одно из звеньев реальности, в которой мы существуем. Все события окружающей действительности мира протекают во времени. Оно дисциплинирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его ходу, хотя порой этого не замечаем. Современная жизнь отличается резкой сменой ритмов, нехваткой времени и невиданными скоростями. Сегодня человеку любой профессии и возраста требуется умение тонко его чувствовать и рационально им использовать. Поэтому современному человеку необходимо уметь перестраиваться в меняющихся условиях, быстро реагировать на время.

Публикация «Формирование временных представлений у детей подготовительной группы „Удивительный мир часов“» размещена в разделах

Многие педагоги занимались изучением формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

Так, Я. А. Каменский в «Великой дидактике» указывал, что к шести годам у ребенка должна быть заложено ядро для многих последующих занятий. Он указывал, что обучение дошкольников необходимо пройти «первые шаги хронологии».

По мнению Ф. Фребеля, первые представления о времени ребенок должен усвоить в процессе практических игр, на играх и на занятиях с обучающим материалом.

Е. И. Водовозову интересовал вопрос об объеме знаний для дошкольников. Она считала, что детям достаточно знать последовательность дней недели, очередность времен года. Она предлагала освоить детям такие понятия как «полдень», «сумерки», познакомить со сторонами света.

Под руководством А. М. Леушиной были разработаны содержание и методы формирования у дошкольников временных представлений. Усвоение дошкольниками абстрактных понятий осуществлялось через усвоение практических действий и в практико-ориентированной деятельности.

Интересны теоретические аспекты и практические рекомендации М. И. Васильевой по развитию временных представлений. В ее работах описано роль времени в регуляции поведения и деятельности ребенка. Результат работы заключается в том, что дошкольники стали более быстро выполнять определенные действия, экономно его расходовать на выполнение бытовых процессов.

Р. Чуднова рекомендует широко использовать картинки и художественное слово: пословицы, рассказы, стихотворения, загадки. Для совершенствования знаний о времени Р. Чуднова разработала наглядные модели «Части суток», «Дни недели», «Времена года» — символы года и сезонов. Автор предлагает знакомство с частями суток на наглядной основе — используя картинки, отражающие деятельность детей в различные части суток. Далее автор предлагает перейти на усвоение картинок с изображением, где каждое время суток обозначается различным цветом.

Т. Д. Рихтерман для обобщения знаний о времени предлагает знакомить старших дошкольников с календарем как системой мер времени. Она разработала объемную модель времени в виде спирали, каждый завиток которой в зависимости от решения конкретной дидактической задачи наглядно показывал движения изменения процессов, явлений времени. Автором так же была создана модель «Дни недели», «Времена года», что способствует пониманию детьми реального момента, предоставляют детям возможность заглянуть в «лабораторию времени», увидеть и понять его суть.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. Уровень развития временных представлений у детей является одним важных показателей интеллектуальной готовности к школе и выявляется посредством педагогической и психологической диагностики. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени, например: целенаправленность, собранность, организованность и т. д. В игровой, продуктивной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени. Но освоение временных понятий ребенком дошкольного возраста идет медленно и трудно. Причины этому различны. Так Р. Л. Непомнящая выделяет следующие:

- первая причина - это своеобразие времени как формы проявления реальности;

-вторая - несформированность у ребенка механизмов познания времени;

-третья — особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте.

- четвертая причина - небольшой опыт проживания ребенком жизни во времени.

Поэтому при знакомстве дошкольников с временными понятиями необходимо основываться на возрастных и индивидуальных особенностях детей. Начинать необходимо с ознакомления детей с единицами его измерения.

Систематическая работа в образовательном учреждении по развитию временных представлений начинается с трехлетнего возраста. В каждом возрастном периоде воспитатель направляет свои усилия на решение определенных задач, которые в целом составляют программу, ориентирующую педагога в его деятельности.

Анализируя программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Веракса выяснили, что во второй младшей группе детей учат ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер. В средней группе расширяют представления дошкольников характеристикой последовательности утро — день — вечер — ночь. Затем в старшем дошкольном возрасте детям дают представления о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Учат устанавливать последовательность событий, например, что было раньше, а что потом. И уже в подготовительной группе дают детям элементарные представления о времени : его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учат различать длительность отдельных временных интервалов : 1 минута, 1 час.

Проведя теоретический анализ литературы, выяснила, что развитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляется двумя путями: через повседневную жизнь и на занятиях. Оба пути могут сочетаться друг с другом. В повседневной жизни полезно опираться на режим дня, четкий распорядок в чередовании различных видов деятельности. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а так же природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознанию частей суток, сезонов.

Работа по ознакомлению детей со временем должна иметь ярко выраженную практическую направленность. В процессе работы важно использовать самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки) и пр.

Таким образом, в современных условиях развития общества особую актуальность приобретает решение такой проблемы, как развитие временных представлений. Важно в работе с дошкольниками использовать все многообразие средств. Работу проводить не только в ходе образовательной деятельности, но и в течение дня и режимных моментах.

Актуальность опыта.

Трудности эти связаны как со специфическими особенностями времени : текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм («не видно» и «не слышно») - так и с особенностями детского мышления.

Меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием построения последующей. Поэтому знакомство ребенка с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.

Время является регулятором различных видов деятельности и социальных отношений человека. Ориентация во времени, чувство времени побуждают человека быть собранным, точным, помогает более рационально его использовать.

Начиная с первого класса, время становится регулятором жизни. Если к моменту поступления в школу не развиты временные различия, то это вызывает у ребенка определенные трудности (не умение работать в одном темпе, вовремя выполнять задания, опоздания на занятия и т. д.). Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо развивать у детей чувство времени - умение определять и чувствовать определенные его отрезки.

Цель проекта – формирование у детей понятия о времени, что относится к временным понятиям : час, минута, секунда; части суток, сезонное время года. Ознакомление с историей возникновения часов, видами часов.

Задачи.

-выявить уровень знаний детей об истории часов, их возникновении на Земле, необходимости использовании их в жизни человека

-проанализировать уровень знаний и умений детей по теме.

-составить перспективный план работы с детьми по данной теме.

-провести комплекс занятий в соответствии с планом

-выявить результат.

Ведущая идея опыта – сформировать умения детей ориентироваться во временном пространстве : части суток, месяца, времена года и определять время по часам. Для этого нужно разработать систему комплексных занятий по данной теме и пополнить предметно развивающую среду в группе.

С целью создания оптимальных условий для формирования у детей временных представлений, мною создан мини-музей часов, позволяющий использовать в работе самые различные средства и способы «материализации» времени. Большую помощь при этом оказали родители группы.

Необходимое оборудование: часы разных видов и форм, дидактические и настольные игры, коллекция фотографий с изображением часов, художественная литература по теме, презентация по теме, по возможности циферблаты на каждого ребенка.

Методы и приемы в ходе реализации проекта:

-беседы об истории возникновения часов;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций;

-рисование, аппликация, лепка;

-отгадывание загадок;

-физминутки, дидактические, подвижные и пальчиковые игры;

-консультация для родителей;

-просмотр мультфильмов, презентаций.

-использование наглядных пособий.

Закрепление отрезков времени (утро, день, вечер, ночь, сутки).

.Дети познакомились с репродукциями картин известных художников - это позволило ребенку лучше понять отражение событий в разное время суток.

.Уточнили знания о днях недели и их последовательности. Использовала наглядные модели «Веселая неделя» «Наша неделя».

.Для закрепления последовательности дней недели дети действовали с карточками – символами – разноцветными прямоугольниками с изображением печатных цифр от 1 до 7 с надписями: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, была организована по мере получения новой информации детьми и способствовала закреплению полученных знаний.

На карте обозначены несколько городов: Москва – столица России, Санкт – Петербург, где живут воспитанники детского сада, Владивосток и Петропавловск – Камчатский. Возле этих городов обозначено разное время. Работая с картой, дети узнают стороны света – север, юг, запад, восток и время, по которому там живут люди.

Дети познакомились с разными видами часов, их ролью в жизни людей, учились распознавать время на часах, понимать такие меры времени как час, минута и секунда. Они начали осознавать, что часы служат средством регуляции деятельности детей и взрослых.

Опыт работы показывает, что создание такой развивающей среды в группе помогла создать возможность интеграции различных видов деятельности на основе формирования временных представлений детей : поисковой, игровой, изобразительной, элементарно – исследовательской и др. Дети вовлекаются в разные виды общения, имеют возможность продвигаться индивидуальным темпом, овладеть словарем, отражающим временные отношения.

В итоге дети этой группы неплохо определяют время, хорошо знают историю появления тех или иных часов, могут провести «экскурсию» по музею «Часов», находящимся в группе.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Дидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Часы «Ежедневник» по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Дошкольники испытывают трудности при освоении временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его необратимостью,.

Дидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольниковДидактические пособия по формированию временных представлений у дошкольников В старшей группе нашего детсада объявлен конкурс пособий в рамках проекта "Как узнать о времени всё!". Мы с ребятами решили принять участие,.

Опыт работы по формированию временных представленийОпыт работы по формированию временных представлений Цель: Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений. Задачи:.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Конспект интегрированного занятия по познанию «Удивительный мир часов» в старшей группеКонспект интегрированного занятия по познанию «Удивительный мир часов» в старшей группе Цель: познакомить детей с многообразием видов часов и их основными функциями. Задачи: - развивать активность, любознательность, познавательный.

Календарь погоды как универсальное пособие для формирования временных представлений у ребенкаКалендарь погоды как универсальное пособие для формирования временных представлений у ребенка Календарь погоды и природы Умение чувствовать и ориентироваться во времени один из важнейших навыков, которому ребенок начинает учиться.

ООД в подготовительной группе по ФЭМП «Удивительный мир часов»ООД в подготовительной группе по ФЭМП «Удивительный мир часов» Программное содержание. Познакомить с разнообразием часов. Познакомить с составом числа 10 из единиц. Познакомить с образованием чисел второго.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Автор публикации:
Формирование временных представлений у детей подготовительной группы «Удивительный мир часов»
Опубликовано: 12 марта 2023 в 19:05
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование временных представлений у детей подготовительной группы «Удивительный мир часов»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Якимова (УИ 2226042) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД