Татьяна Геннадьевна Серегина
Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Что бы ребёнок мог легко говорить длинными предложениями и
выговаривать сложные слова, он должен освоить особый вид дыхания –
речевое дыхание.
Под этим термином понимается способность в процессе высказывания
своевременно производить достаточно глубокий вдох и рационально
расходовать воздух при выдохе.
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков,
голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание позволяет впоследствии
успешно исправлять неправильное произношение звуков, а так же
Публикация «Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
способствует появлению и развитию фразовой речи.
Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается с 6 месяцев идёт
подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, и
завершается к 10 годам. Приступать к тренировке речевого дыхания можно
только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. В
этом могут помочь как игрушки, приобретенные в магазине (язычки,
тренажеры для дыхания, свистульки и свистки, дудочки, вертушки, так и
увлекательные пособия, изготовленные своими руками.
При выполнении дыхательной гимнастики необходимо знать, что:
• Выполняются дыхательные упражнения в хорошо проветренном
помещении;
• За одно занятие можно делать не более одного - двух упражнений;
• Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения. Не
переусердствуйте!
• Необходимо следить, что бы ребенок во время выдоха губы
складывал трубочкой и набирал воздух через нос, плечи при этом не
поднимаются;
• Выдох должен быть длительным, плавным;
• Необходимо следить, чтобы щеки не надувались (на начальном этапе
можно прижимать их ладонями).
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.
Упражнения для развития физиологического
дыхания и формирования воздушной струи
Уважаемые родители! Эти игры нужны для выработки правильного
речевого дыхания.
Важно: Проводить игры в хорошо проветренном помещении. В день можно
поиграть несколько раз, но не долго, не более 2-3 минут, во избежание
головокружения у ребенка!
1. «Загнать мяч в ворота»
ЦЕЛЬ: выработка длительной, направленной воздушной струи.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик,
стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
2. «Кто дальше загонит мяч»
ЦЕЛЬ: выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть
ватку на противоположный край стола.
3. «Паровозик свистит»
ЦЕЛЬ: выработка плавной, непрерывной струи.
Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть
так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в
пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не
выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.