Изалия Исламова
Формирование условий развития коммуникативных навыков дошкольников в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье рассматривается формирование условий для развития коммуникативных навыков дошкольников в разновозрастной группе, анализируется теоретические и практические аспекты создания условий для коммуникативного развития дошкольников, проводится экспериментальное исследование.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, разновозрастная группа, педагогические условия, предметно-пространственная среда, свободная игра.
Публикация «Формирование условий развития коммуникативных навыков дошкольников в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ребенок, обладающий коммуникативными навыками, без труда сможет занять свое место в коллективе. Дошкольный возраст – это своеобразный "мостик" между детским садом и школой, период, когда ребёнок, интуитивно сам или с подачи взрослого, встаёт перед более высокими требованиями к особенностям и возможностям собственной коммуникации. Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня. Ведущей формой организации обучения воспитанников детского образовательного учреждения является непосредственно образовательная деятельность, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская и др. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, должна быть интегрированная, то есть должна включать все образовательные области. Образовательная деятельность направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется нами самостоятельно.
В исследовании приняли участие 50 детей, дошкольников детского сада г. Ростов-на-Дону. Для достижения цели исследования применялись следующие методики: «Коммуникативные навыки личности» А. М. Щетининой, М. А. Никифоровой; методика наблюдения по схеме Е. О. Смирновой, В. М. ; методика: «Рукавички» Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной
При создании следующих условий : организация предметно-пространственной среды и режимных моментов в ДОУ; организация среды для свободной игры; создание коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с педагогами и воспитанниками.
В своем исследовании мы предприняли попытку экспериментальным путем проверить эффективность специально организованной работы, направленной на формирование коммуникативных умений и навыков у детей разновозрастной группы, результаты которой показали, что уровень особенностей совместной деятельности дошкольников в разновозрастной группе стал выше и соответствует их возрастным особенностям. Следовательно, специально организованная нами работа способствовала развитию у детей коммуникативных навыков, а также созданию в группе положительного эмоционального настроя.