Ирина Накарякова
Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями
▼ Скачать + Заказать документы
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.
Темочки:
Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Наблюдение - результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности. При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей.
Наблюдения проводятся в непосредственно образовательной деятельности, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы.
В нашей группе мы используем следующую программу действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Важным элементом воспитания экологической культуры дошкольников является правильно построенная эколого–развивающая среда в ДОУ. В соответствии с ФГОС среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, функциональной, вариативной, доступной, безопасной и здоровьесберегающей.
Для наблюдений за живой и неживой природой в нашем ОУ создана экологическая тропа. Экскурсии по экологической тропе формируют у воспитанников навыки поведения в природе, воспитывают любовь и бережное отношение к природе родного края, дети изучают закономерности природных явлений, а так же жизнь животных и насекомых. Экологическая тропа нашего детского сада включает в себя несколько площадок, это: · ·
Огород
Цветники
Альпийская горка
Метеоплощадка
Аптекарский дворик
Птичьи домишки
Птичья столовая
В аптекарском дворике (фитоогород) выращивается: мята перечная, календула лекарственная, родиола розовая, девясил, подорожник, душица, матьи-мачеха, тысячелистник обыкновенный, и др. Дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней. Уголок лекарственных трав создан, для того чтобы показать детям разнообразие лекарственных растений (одуванчик, ромашка, мята, календула).
Альпийская горка расположена в центральной части двора нашего детского сада, гостеприимно встречая всех гостей. Летом альпийскую горку можно назвать горкой самоцветов: лепестки цветков переливаются всеми цветами радуги. Можно сказать, что это живые самоцветы. На горке много растений, есть ещё очень красивые камни. Метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Перечень метеооборудования: барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды; термометр - для изменения температуры воздуха; анемометр - прибор для изменения скорости ветра. На метеоплощадке также находятся: флюгер, ветряной рукав - прибор для определения направления и силы ветра, дождеметр - служит ля измерения количества осадков.
Цветники – это клумбы, на которых мы высаживаем однолетние цветы (бархатцы, астра, календула, космея, колокольчик). Дети имеют возможность видеть настоящее море соцветий, имеющих приятный запах. Работа на клумбах дает ребенку возможность почувствовать свою ответственность, помогает ближе познакомиться с природой, познать взаимосвязь между растениями и людьми.
Огород представляет собой экологическую точку на открытом хорошо освещенном пространстве. На нем произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений. На огороде воспитанники высаживают быстро растущие, рано созревающие овощи, которые можно употреблять в пищу. Для формирования представлений о разнообразии растений выращивают лук, салат, петрушку, морковь, свеклу, кабачки, тыквы, томаты, огурцы, фасоль, капусту.
Воспитанники нашей группы в этом году выращивали на огороде фасоль. Детьми был произведен полный цикл выращивания данной культуры: посев, полив, прополка, сбор урожая. Более подробно появление ростка из семени фасоли дети наблюдали в ходе проведения исследовательского проекта «Проращивание фасоли».
Целью данного проекта: выяснить, как появляется росток и какие условия нужны для прорастания семян, хорошего развития фасоли.
Для этого понадобились стеклянная банка с салфетками, стаканчики с растением фасоли, лейка, палочки для рыхления земли, клеенка, фартуки. Во время проекта были использованы такие методы исследования, как: наблюдение, сравнение, обобщение. На протяжении всего исследования детям давались новые факты о фасоли. Например, что она полезна для зубов, что в ней много витаминов, которые помогают нашему сердцу хорошо работать, а нашим глазам хорошо видеть. К концу исследования дети узнали, как из семя появляется росток; что для проращивания фасоли необходимы влага и солнечный свет, рыхление и воздух. Так же дети узнали, что для прорастания семян нужно тепло. Для этого в две ёмкости с землёй посадили семена и полили. Одну ёмкость поставили в тёплое место, а другую на холод. Когда семена, помещённые в тёплое место, проросли, сравнили их с семенами, помещёнными в холодное место. Семена в холоде не проросли. Был сделан вывод: для прорастания семян нужно тепло, так как в тепле все процессы происходят быстрее, а в холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть.
Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Нами были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Большое значение мы придавали исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Большое внимание уделялось общению детей с природой : с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии.
Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т. д.
Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке огорода. Дети ухаживали за грядкой фасоли на огороде, подкармливали птиц, наблюдали за прорастанием семян фасоли и появления проростков на подоконнике детского сада.
В средней группе детского сада были разработаны и проведены проекты «Живи земля», «Птичья столовая», «Проращивание фасоли», «Лес – наше богатство», «Деревья – наши друзья», «День Земли». По продолжительности проекты разделяются на долгосрочные и краткосрочные. В разработке и проведении проектов активное участие принимали родители: подбирали картинки и фотографии, стихи и загадки, рисовали рисунки, оформляли выставки.
Систематически проводим экологические акции, такие как: «Покормите птиц зимой», «Съедобная кормушка», «Зеленый патруль», «Берегите лес», «Умелые руки не знают скуки" (сбор природного материала);.
Опытно – экспериментальная работа проводится циклами по темам: «Вода», «Земля», «Воздух». Дети проводят простые опыты самостоятельно в уголке экспериментирования.
Родители наших воспитанников получают информацию о экологическом воспитании детей на родительских собраниях, консультациях, в беседах с педагогами., являются непосредственными участниками акций проводимых в группе.
Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, обнять дерево, самостоятельно открыт хотя бы одну тайну природы.
Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников посредством наблюдений за живой и неживой природой показал свою эффективность: благодаря наблюдению, можно возбудить у воспитанников интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.