Берковская Наталья Владимировна
Формирование учебной мотивации у младших школьников с несформированностью высших психологических функций
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Обучение в начальной школе является очень важным этапом для ребенка. В данный период у него происходит формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) и других психологических новообразований, которые служат фундаментом для развития на последующих возрастных этапах. Например, на данном этапе у ребенка формируется «внутренняя позиция школьника», которая отражает его готовность в принятии на себя статуса «ученик». Статус ученика сопровождают и определенные обязательства, которые заключаются в получении хороших отметок. Успеваемость школьников находится в прямой связи с их заинтересованностью в получении знаний, в посещении школы. И, если в первый класс ребенок идет полный энтузиазма, то уже к завершению первого года обучения – началу второго его уровень значительно падает.
Темочки:
Педагог начальных классов должен учитывать мотивацию учащихся, поскольку именно мотивация обуславливает эффективность учебной деятельности и выступает в качестве ее основы. Кроме того, благополучие школьного обучения находится в прямой зависимости от правильного развития мотива учения. Мотивационная сфера ребенка характеризуется динамичностью, что обуславливает большие возможности для развития мотивов, которые необходимы для эффективного обучения в школе. Однако следует помнить, что мотивационная сфера также отличается неустойчивостью, поэтому важно учитывать условия, которые способствуют подкреплению учебных мотивов. Важно выяснить, как отношение учащихся к учителю способно повлиять на мотивацию учебной деятельности.
Мотивацию учебной деятельности изучали такие авторы как В. Г. Асеев, Л. И. Божович, Д. И. Журавлева, А. К. Маркова, М. В. Матюхина и др. Проблемой мотивации в младшем школьном возрасте интересовались Л. И. Божович, М. Н. Волокитина, Л. С. Славина, Д. Б. Эльконин и др.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблемам повышения учебной мотивации, лишь в некоторых отмечена проектная деятельность как средство формирования мотивации у младших школьников с ЗПР.
Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия.
Цель исследования – анализ формирования учебной мотивации у младших школьников с ЗПР средствами проектной деятельности.
Объект исследования – учебная мотивация у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования – применение проектной деятельности в формировании учебной мотивации у младших школьников с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность учебной мотивации, определить условия формирования мотивации к обучению у младших школьников.
2. Выявить особенности учебной мотивации в младших школьников с ЗПР.
3. Провести диагностику мотивации к обучению у младших школьников с ЗПР.
4. Разработать и апробировать программу формирования мотивации к обучению у младших школьников с ЗПР посредством проектной деятельности.
5. Определить эффективность применения проектной деятельности как средства формирования учебной мотивации у младших школьников с ЗПР.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование, методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.
Выборочную совокупность исследования составили младшие школьники муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» (г. Новосибирск, ул. Потанинская, 9). Всего в исследовании приняли участие 20 школьников 3-4 класса.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.