Алина Семеновп
Формирование учебного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Почему именно тема формирование учебного поведения? В нашем центре мы занимаемся с детьми с различными нарушениями развития (ЗРР ЗПРР РАС, моторная, сенсорная алалия). И у любого ребенка могут быть трудности именно из за нарушения поведения. На первичной консультации мы даем простое задание и смотрим, как ребенок с ним справиться. Часто ребенок не выполняет задание или выполнив на половину бросем его. Мама такого ребенка говорит, что ребенок все это и так умеет делать, просто ему не интересно, но любое обучение это прежде всего произвольность и ребенок должен уметь выполнять задания просто по тому что так надо.
Публикация «Формирование учебного поведения» размещена в разделах
Часто трудности с учебой или поведением бывают следствием нарушения сенсорной интерграции. У таких детей нарушено торможение импульсов, несущих в данных момент информацию. Это может проявляется как гиперактивность или оппозиционное поведенеи. Это полный отказ выполнять то о чем его просят. Поэтому в нашем центре дети с гиперактивнгостью идут на занятия по сенсорной интеграции и потом уже логопеды берут на свои занятия. Что важно знать о ребенке СДВГ?
1) Это пограничное состояние психики и любой катализатор может вызвать некоторое отклонение.
2) Диагноз этот не подразумевает снижение интеллекта.
3) Для умственной деятельности характерна цикличность.
Ребенок 5-7 минут работает и 3-7 минут отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. Поэтому надо дозировать время обучающего блока. Когда ребенок думает, дайте ему двигаться, вертеться, крутить что то в руках. Ребенку легче будет концентрироваться.
Рекомендации для ребенка с СДВГ:
1) Не допускай те эмоцинальной перегрузки (цирк, дни рождения) авайте время для отдыха т расслабления.
2) Давайте физические нагрузки перед сном. ( только это должна быть направленная деятельность: плаванье, физкультура) потому что родители часто говорят, а он у меня и так бегает. Но одно дело бегает, а другое дело бегает по заданию.
3) Дома должна быть спокойная эмоциональная атмосфера.
4) Такие дети имеют дефецит физического и эмоционального контакта с мамой, однако сами больше других детей нуждаются в этом. Поэтому укладывая ребенка спать, погладьте его, полежите с ним, почитайте спокойную книжку. Ребенок засыпая, должен быть спокойным, должен чувствовать свою нужность, потому что его и так весь день ругали.
5) На занятиях, он должен сидеть в центре класса, так ему будет легче сконцентрироваться.
6) По возможности игнорируйте плохое поведение, но хвалите за хорошее.
7) Давайте переменки для отдыха, не ждите когда ребенок сам сорвется со стула. Нельзя таких детей лишать перемены в качестве наказания.
8) Разбивайте задание на части, так будет легче ребенку.
Прежде чем начинать обучающую программу с ребенком с нарушением развития, необходимо выработать произвольность или учебное поведение. Пока ребенок не удерживает внимание 5-7 минут, вскакивает из-за стола, не выполняет инструкции, обучение будет мало результативно.
Не зная правил поведенческого анализа, действительно трудно выстроить поведение таких детей и здесь на помощь приходит АВА терапия, которая помогает проанализировать поведение, принимая во внимание факторы окружающей среды и построить план коррекции поведения.
АВА – наука об изменениях поведения, о том, как факторы окружающей среды, могут влиять на поведение. Если вы научитесь понимать мотивы поведения ребенка, вы сможете уменьшить проявления нежелательного поведения.
Единственный способ мотивировать ребенка, это дать ему понять, что он сможет получить то, что он хочет, если будет сотрудничать. Если мы будем знать, что нравится ребенку, то есть найдем мотивационные стимулы, то сможем построить процесс наиболее эффективно.
Поведение – это совокупность реакций, любое действие живого организма. Реакция – это специфический случай поведения. Когда мы говорим хорошее поведение или плохое, мы имеем ввиду совокупность конкретных действий. Например хорошее поведение : ребенок убирает за собой игрушки, выполняет задания и тд. Плохое поведение, ребенок разбрасывает игрушки, кусается, дереться. Не является поведением :
- лень
-импульсивность, это чета характера
- депрессия это диагнозы
- аутизм.
Существуют 4 основные функции поведения :
1) Доступ к желаемому предмету или действию (обычно возникает, когда получает отказ или когда требуют прекратить то что он делает, смотрит телефон, телевизор, иди не даете конфету)
2) Избегание требований (обычно при выполнении трудных, неприятных заданий, иди чисти зубы, убери игрушки, выполни задание)
3) Привлечение внимания (вы разговариваете по телефону в этот момент ребенок что то просит)
4) Аутостимуляции (получение сенсорных ощущений)
Каждое поведение можно разделить на 3 составляющие: предшествующий фактор – поведение – последствие. То есть какой- то фактор вызывает поведение и какое-то последствие усиливает это поведение и оно повторяется в будущем или ослабляет и оно появляется реже. Если мы поощряем поведение, то оно проявляется чаще, если наказываем или хотя бы не подкрепляем, поведение будет угасать. Пример: ребенок хочет конфету, увидел папу, кричит, папа дает конфету. Увидел папу, это предшествующий фактор, кричит это поведение, дали конфету это последствие. Это последствие закрепляет поведение кричит и в следующий раз если ребенок захочет конфету, он будет кричать. Логопед занимается с ребенком, дает ему задание, ребенок выбегает из кабинета к маме и мама его обнимает и целует его, то что мама его обняла закрепляет данное поведение и ребенок будет постоянно выбегать из кабинета. Малыш стукнул рукой по лицу папу, папа улыбается и это закрепляет поведение бить по лицу.
Для того, что бы изменить поведение, надо начать со сбора данных:
- какое поведение вызывает тревогу
- как часто проявляется это поведение
- с какими людьми проявляется это поведение
- предшествующий фактор (что было до поведения)
- последствия (что последовало за поведением).
Проанализировав ситуацию, вы сможете понять, почему ребенок ведет себя именно так, и сможете изменить поведение.
Поощрение (мотивационный стимул) – это то, что нравится ребенку (игрушка, еда, сенсорные игры). Умело манипулируя этими стимулами, мы можем сокращать нежелательное поведение. Ребенок должен знать, что сможет их получить если будет следовать инструкциям и хорошо себя вести. Ребенок должен знать, что только вы контролируете предметы которые он хоет получить. Дети с гиперактивностью хоятят все и сразу и подолгу не играют ни с чем. Для них полезно обеднение среды. Если игрушек будет много, он будет хватать все подряд, поэтому игрушки луче спрятать. Только вы должны контролировать поощрение, это называется контроль стимулов. Как это делается? Я начинаю играть с игрушкой, дуть мыльные пузыри и тд как только ребенок аодойдет и попросит игрушку, я прошу выполнить простое задание и как только он его выполнит отдаю игрушку. Если ребенок не понимает речь, просим сделать простое движение (похлопать, потопать, если не делает, делаем его руками и отдаем игрушку.
На занятии хорошо применять жетонную систему. Это очень удобная система регулирования обучающих блоков. В нашем центре мы используем металлическую пластину, на которую крепятся магниты. По мере выполнения задания, выдаются магниты и когда все магниты собранны, обмениваем жетоны на мотивационный стимул (игрушка, переменка). Для разных детей количество магнитов, заданий и время обучающего блока будет разным, в зависимости от целей вашей работы и возможностей ребенка. Разделите задания на блоки, ставьте жетоны и отпускайте на переменку, когда все жетоны собранны. Для формирования поведения начните с выполнения ребенком тех просьб, которые он не может не выполнить. (взяли конфету и просим,открой рот, или пришли на качели и говорим беги).
Изменить поведение можно похвалой. Привыкнув выполнять простые просьбы (инструкции) и получать за это похвалу, вам легче будет перейти к другим инструкциям (обучающим). Педагог должен ассоциироваться с источником приятных впечатлений. Ребенок должен приходить на занятие с удовольствием.
Вначале надо подкреплять каждую положительную реакцию ребенка. Чтобы увеличить соотношение «ответ-подкрепление» (то есть создать режим более редкого подкрепления) надо перейти от подкрепления каждого отдельного ответа, к подкреплению каждого второго, третьего, четвертого и, наконец, десятого ответа. Это режим переменного подкрепления.
Дифференциальное подкрепление – это использование разного количества подкреплений за различные уровни и типы проявления поведения. За менее значимые усилия, даем менее значимое подкрепление, за более значимое усилие, более значимое подкрепление. Важно не снимать требование выполнить задание, стимул ребенок получает только после выполнения задания.
Если ребенок не справляется с заданием, нужно понять в чем сложность и использовать тот вид подсказки, который необходим в данном случае. Постепенно подсказку следует ослаблять и убирать совсем.
Типы подсказок:
- полная физическая подсказка
- частичная физическая подсказка (вы подталкиваете руку ребенка в нужном направлении, а он сам выполняет задание)
- жестовая подсказка (это указание на предмет).
В заключение, можно выделить некоторые рекомендации для работы с детьми с нарушениями поведения :
- в начале формирования поведения давайте задания, которые ребенок легко и с удовольствием выполнит.
- определите мотивационные стимулы для ребенка
- занятие усложняйте постепенно, незаметно для ребенка
- определите задачи обучения на каждом этапе
- часто хвалите
- своевременно оказывайте помощь
- обучающие программы выстраивайте с учетом сильной стороны ребенка.
Таким образом, частью профессиональных компетенций каждой категории педагогических работников является организация процесса обучения детей и коррекция дезадаптивных форм поведения обучающихся с помощью современных методов, включая прикладной анализ поведения. Прикладной анализ поведения является ключевой, научно доказательной методикой не только при работе РАС, но и при всех поведенческих нарушениях, которых мы сегодня встречаем все больше. То, что педагоги будут владеть этим инструментом, изменит к лучшему и их собственную жизнь, и жизнь тех, кого они учат.
Литература:
Стенли Гринспен «На ты с аутизмом»
Роберт Шрамм «Детский аутизм и АВА»