Лира Налетова
Формирование у воспитанников детского дома толерантного отношения к людям
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
«Будь терпим к отдельным человеческим
слабостям и непримирим к злу.
Терпимость и непримиримость –
очень важные элементы духовной культуры…»
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого
отношения к людям иной национальности, культуры.
Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи
получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная
нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации
проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс
Публикация «Формирование у воспитанников детского дома толерантного отношения к людям» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
Актуальность темы толерантности сегодня трудно переоценить. К
изучению проблемы, связанной с формированием толерантного сознания,
толерантного поведения и толерантной личности в настоящее время
обращается всё больше исследователей.
В переводе с латинского языка ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia) означает
ТЕРПЕНИЕ.
С точки зрения исследователей толерантности педагогов Г. В.
Безюлевой и Г. М. Шеламовой, толерантность – это морально–нравственное
качество личности, характеризующееся способностью человека принимать
другого человека во всём его многообразии, признавать индивидуальность,
уважать свои и чужие мнения и взгляды. Толерантность выражается в
стремлении достичь взаимопонимания и согласия в процессе
общения методами разъяснения и убеждения.
На психологическом уровне толерантность представляется в виде
внутренней установки, добровольного выбора отношения к человеку
вообще, к другим людям, к коллективам, которое не навязывается, а
приобретается каждым человеком в детстве через систему воспитания и
обогащается через собственный жизненный опыт.
Проявление терпимости включает:
- равноправие,
- взаимоуважение,
- доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных
групп и группам в целом,
- равные возможности для участия во всех сферах жизни для всех членов
общества,
- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных
меньшинств,
- возможность следовать своим традициям,
- свобода вероисповедания,
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем,
- позитивная лексика в наиболее уязвимых межэтнических отношений и
отношений между полами.
Таким образом, толерантность является важной
составляющей психологической культуры любого человека.
Актуальность данной работы состоит в том, что в нашем обществе в
последние годы всё большее значение приобретают социальные и
поведенческие факторы, межэтнические и межконфессиональные
взаимоотношения людей. Поэтому очень важно, что педагог, являясь
активным союзником подростка в самопознании, становится и активным
союзником в создании его ценностей.
Цель методической разработки - оказать методическую помощь
педагогам для формирования социальных навыков, стимулирования и
мотивации подростков к толерантному отношению к окружающему миру и к
самому себе.
Задачи:
- пробудить интерес у подростков к своему внутреннему миру;
- научить подростка выстраивать осознанное, целенаправленное,
эффективное общение со сверстниками и взрослыми;
- помочь подростку сформировать стойкие убеждения в приемлемости
или неприемлемости тех или иных жизненных позиций;
- содействовать максимально широкому распространению идей и
социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре
других народов;
- способствовать формированию личности, обладающей чувством
собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения
в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей
на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Данная разработка рекомендована педагогам общего и
дополнительного образования, социальным педагогам, психологам
образовательной системы, работающим с подростками.
I. Конспект занятия: «Тренинг толерантности обучающихся»
Цели:
• осознание детьми своей индивидуальности и уважение к чужой;
• знакомство с понятием “толерантность”;
• приобретение опыта внимательного отношения к себе, уважения себя
и окружающих людей.
Задачи:
• создание комфортного психологического климата в группе;
• создание условий для самопознания и приобретения опыта
позитивного общения.
Оборудование: мяч, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркало, визитные
карточки, булавки.
План занятия:
1. Знакомство с понятием «толерантность»
2. Упражнение «Пойми настроение».
3. Упражнение «Сопереживание».
4. Игра – перевоплощение «Если бы я был…»
5. Упражнение «Войди в положение другого человека».
6. Упражнение «Похвали себя и других»
7. Упражнение «Я желаю себе и другим»
8. Итоговый круг «Интересное – полезное».
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Знакомство с понятием «толерантность».
Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, однаединственная в своём роде. Поэтому очень полезно бережно, с любовью и
уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и
жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть,
то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со
словом “терпимость” является слово “толерантность”.
А что с вашей точки зрения означает слово “толерантность”?
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Для
англоговорящих, толерантность – “готовность и способность без протеста
7
воспринимать личность или вещь”. Французский язык толкует толерантность
как “уважение свободы другого человека. С точки зрения китайцев, быть
толерантным - значит “позволять, допускать, проявлять великодушие в
отношении других”. Для арабов - “прощение, снисхождение”. Персы
считают толерантностью “терпение, выносливость, готовность к
примирению”»
2. Упражнение «Пойми настроение».
Два – три ученика выходят из класса, а оставшиеся ребята договариваются о
том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (радость,
восторг, удивление, обиду). Вернувшись в класс, учащиеся должны уловить
настроение ребят (по отдельным группам и в целом классе).
3. Упражнение «Сопереживание».
Двум ученикам предлагается проиграть ситуацию: первый ученик делится
своей радостью или огорчением (по случаю, например, отметки). Второй
ученик должен соответствующим образом отреагировать на это сообщение
(одна и та же ситуация разыгрывается разными парами, затем обсуждается).
В этом задании полезно зачитать и обсудить высказывание одной
девочки: «Я заметила, что, когда моя подруга рассказывает о неприятностях,
жалуется на что-то, я делаю вид, что сочувствую, а на самом деле мне её не
жалко. Что же, значит, я нарочно добрая? А на самом деле бесчувственная?»
4. Игра – перевоплощение «Если бы я был…»
Выбирается какая-либо вещь (книга, лампа, самовар и т. д.) и ученик должен
представить себя этой вещью, ощутить её «характер», т. е. погрузиться в мир
этого предмета. От лица этой вещи надо рассказать о том, что чувствуешь,
что тебя окружает, о прошлом и будущем этого предмета.
Это упражнение можно провести в другом варианте, но здесь главные
герои будут живые существа (например, котёнок, ребёнок в утробе матери,
динозавр и т. д.). Третий вариант – рассказать от имени любой вещи или
живого существа о себе – каким они могли бы тебя видеть или воспринимать.
5. Упражнение «Войди в положение другого человека».
В общении между людьми большое значение имеет умение принять
человека таким, какой он есть, понять образ его мыслей, увидеть те или иные
события, явления его глазами, поставить себя на место другого человека в
той или иной ситуации. Попытаемся сделать это.
8
Ситуация 1. Двум ученикам предлагается роль «учителя» и «ученика».
Необходимо проиграть сцену беседы учителя с учеником по поводу
ухудшения его успеваемости и дисциплины.
Ситуация 2. Ученику в роли «учителя» необходимо убедить класс остаться
после уроков для уборки территории по случаю предстоящего праздника.
Ситуация 3. Два ученика должны проиграть сцену разговора классного
руководителя и родителя одного из нерадивых учеников.
Одну и ту же ситуацию проигрывают несколько раз разные ученики,
затем идёт обсуждение наиболее удачных вариантов взаимодействия
партнёров по общению.
6. “Похвали себя и других”
Участники делятся на пары.
Если мы не научимся находить в себе положительные качества
характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего
положительного не увидим и в другом человеке.
Поэтому сейчас каждый должен сказать своему партнёру, что вам в нём
нравится. Партнёр, выслушав вас, должен сказать: “А кроме того, я…” - и
продолжить говорить комплименты в свой адрес.
Например “Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда
помогаешь другим в беде”. Вера продолжает: “А кроме того, я настойчивая”.
Затем Вера должна похвалить меня.
- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам?
- Легко ли было хвалить себя?
7. “Я желаю себе и другим…”
Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч,
говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.
8. Итоговый круг «Интересное – полезное».
Большое спасибо всем! Вы очень старательно работали. А теперь
давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось
интересным или полезным. А может быть, кому-нибудь показалось что-то
неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты или
просто сказать несколько слов.