Гучанова Ангелина Сергеевна
Формирование у старших дошкольников цветовосприятия в процессе ознакомления с природой
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого человека есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого в изобразительном искусстве и детском творчестве цвет является важным средством выразительности.
Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова и другие исследователи отмечают, что использование красок ярких, чистых тонов, в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок способен более тонко и разнообразно использовать цвет, создавая выразительные образы [1, 3].
Темочки:
Для этого у детей должна быть разнообразная сенсорная подготовка, умение видеть и выделять цвет при обследовании качеств предметов, эмоционально отзываться на цвет. Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и использовать цвета в своем изобразительном творчестве, от педагогов требуется систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений, окружающей среды, формировать у них умение самим создавать нужные цвета и оттенки, видеть красоту цветов, их сочетаний. Ведь дети могут многого не замечать в силу синкретичности восприятия, очень небольшого опыта, неразвитой способности вглядываться, вслушиваться в происходящее вокруг.
Т. С. Комарова, А. В. Размыслова и другие специалисты считают, что сформировать у детей чувство цвета в полной мере в период дошкольного возраста нельзя, но развить цветоразличение, умение подбирать и составлять цвета для передачи образов предметов и явлений, понимание красивых и непривлекательных сочетаний цветов возможно [2].
Следует отметить, что современные исследователи выделяют в цветовом зрении два качественных уровня: ощущение цвета и цветовосприятие. С учетом специфики художественной деятельности выделен и третий уровень – чувство цвета.
Ощущение понимается как простейший психический акт, непосредственно обусловленный физиологией зрения, цветовосприятие – как более сложный процесс, обусловленный физическими и психологическими стимулами. Чувство цвета специалисты относят к эмоциональной и эстетической сфере.
Светлота, цветовой тон и насыщенность являются собственными качествами цвета, и вызывают рождение «несобственных», ассоциативных, приобретаемых цветом при воздействии на зрителя качеств. В зависимости от воздействия на эмоциональную сферу человека принято делить все цвета по цветовому тону на теплые и холодные.
Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе человека и способны развиваться с первых дней жизни ребенка при условии организации цветовой среды и упражнений. Педагогами прошлого и современности доказана возможность детей не только воспринимать цвет, но и применять его в рисунке как выразительное средство, характеризующее образ, что способствует развитию чувства цвета.
В младшем дошкольном возрасте существуют предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков. Однако без специального обучения дети долгое время могут окрашивать предметы в произвольный цвет, даже в старшем дошкольном возрасте, когда они уже научились пользоваться цветом, часто сбиваются на произвольную окраску. Только в процессе активного накопления знаний о цветах разных и многих предметов ребенок может избавиться от употребления закрепленных в сознании «предметных цветов» (небо синее, трава зеленая и др.) — своеобразных цветовых шаблонов, и увидеть общее и различное в предметах. Дошкольники способны создавать достаточно выразительные образы
Для реализации замысла ребенку необходима возможность выбора цвета. Процесс выбора цветовой гаммы для детей довольно труден. Цвет выступает как средство украшения рисунка. Не случайно многоцветность расценивается детьми как средство выразительности и критерий красоты. Решить задачу выбора цветовой гаммы ребенок может, только если параллельно с формированием представления о цвете происходит обучение способам и приемам, обеспечивающим решение изобразительных задач на каждом этапе обучения.
Работа по формированию у детей знания, различения, называния цветов и оттенков, умения выделять цвета окружающих предметов, умения сравнивать предметы окружающего мира по цвету, устанавливать сходство и различие их по цвету может осуществляться как в процессе разнообразных игр, так и в организации образовательной деятельности. В этом процессе особое место занимает природа и ее художественные образы.
Анализ психолого-педагогической и программно-методической литературы позволил нам определить условия формирования чувства цвета у детей, с учетом которых должна быть построена воспитательно-образовательная работа в детском саду:
• систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменений цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения;
• использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения;
• использование дидактических игр в работе с детьми;
• широкое использование в работе с детьми не только колорита произведений классического и народного искусства.
Основой для этой работы может послужить «Программа ознакомления детей с цветом, развития восприятия цвета, использования цвета в изобразительной деятельности» Т. С. Комаровой, А. В. Размысловой [2].
Работа по формированию чувства цвета детей старшего дошкольного возраста предполагает решение следующих задач
— закреплять знание усвоенных ранее цветов и оттенков;
— познакомить детей с цветовыми эталонами : расположение цветов в цветовом спектре на примере радуги;
— расширять представления детей о получении оттенков любого цвета. Показать детям, что светлота оттенка любого цвета в краске зависит от количества добавленной в нее белой. А познакомив детей с акварелью и способами рисования ею, показать, что светлота оттенка зависит от количества добавленной воды.
Решение этих задач способствует обучению дошкольников умениям различать и называть цвета, воспринимать цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их как красивые и некрасивые. Без этого невозможно воспитание сознательного использования цвета в рисунках.
Мы исходим из того, что опыт дошкольников еще невелик, поэтому им важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметами, чтобы увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумением видеть и выделять цветовое богатство мира объясняются многие ошибки в рисунках детей. Поэтому формирование чувства цвета связано в первую очередь с воспитанием способности наблюдать, выделять цвета и оттенки, сравнивать предметы и явления по цвету.
Организации занятий с детьми по изобразительной деятельности должны предшествовать наблюдения природных объектов и явлений. Цвет в природе тесно связан со всеми сезонными изменениями в окружающем мире, состоянием погоды, временем суток. На прогулках можно обратить внимание детей, к примеру, на то, что дым, снег или туман под светом уличных фонарей и фар машин кажется то серебристым, то желтоватым или розоватым.
На прогулках главной задачей должна стать организация восприятия с включением многократного обследования цветового многообразия жизни, а также сравнений. Развитию эстетически окрашенного восприятия цвета способствует включение в процесс наблюдений образных определений, эпитетов: яркий, красочный, сочный, нарядный, праздничный, мягкий, приглушенный, веселый, скучный и др. К примеру, образные характеристики цвета и сочетания цвета содержатся в стихах : «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный», «Кто раскрашивает небо» и другие. Благодаря чтению этих стихов в ходе наблюдений активизируется эмоционально-эстетическое восприятие цветового мира, происходит развитие образных представлений, воображения.
Раскроем содержание работы по формированию чувства цвета детей 6-7 лет. Одним из ярких времен года является весна. В это время года целесообразно организовать цикл наблюдений за явлениями и изменениями, происходящими в растительном и животном мире. После таяния снега можно рассмотреть с детьми появление молодой травы, отметить ее яркий изумрудный цвет, окраску первых цветущих растений (гусиный лук, медуница, хохлатка и другие). Затем предложить детям отразить свои впечатления в занятии по рисованию на тему «Какого цвета весна», началом которого может послужить слушание произведения П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Затем в беседе педагог может закрепить знания детей о приметах весны, о том, где растут раннецветущие растения, какого цвета их цветки. Потом предложить нарисовать и по окончании занятия отметить красоту цветущей весны в рисунках, разнообразие решений.
Еще одно занятие, посвященное весне, можно построить на сравнении репродукций картин В. Н. Бакшеева «Голубая весна» и К. Ф. Юона «Мартовское солнце», чтобы путем сравнения показать детям, как художники по-разному передают весну, учить находить общее и различное в содержании и выразительных средствах произведений живописи.
Приведем примерные вопросы, по которым может быть построена беседа со старшими дошкольниками : Какое время года изобразили оба художника? Какой период весны? Как вы догадались, что это начало весны? Какие краски преобладают в обеих картинах? Почему? Одинаково ли художники изобразили деревья? Если смотреть на деревья, то какие признаки пробуждения природы можно заметить? Где побывали художники? Почему у художника К. Ф. Юона так хорошо видны тени на снегу? Что говорит еще о том, что день солнечный? Можно ли так же сказать и о картине В. И. Бакшеева? Как передали художники небо? Какими красками? Чем отличаются эти картины? Каким настроением проникнута картина «Мартовское солнце», а «Голубая весна»? Какое настроение было у художника? Какое у вас настроение вызывают эти картины? Какая картина вам понравилась больше? Почему? [5]
Поскольку в мае самым яркими явлениями в природе являются распускание листьев и цветение, то важно в наблюдениях рассмотреть с детьми как цветут разные деревья и кустарники. Перед этим дошкольникам можно прочитать произведения Н. Сладкова «Весенние радости», Н. Павловой «Под кустом». Заучить с детьми стихотворения: А. Плещеева «Весна», В. Степанова «Летающий цветок», З. Александрова «Салют весны», а также пословицы и поговорки о весне.
В этот период весны следует рассмотреть с дошкольниками окраску молодых листьев, цветов черемухи, сирени, яблонь. При этом педагог должен обратить внимание детей на то, что в окраске цветов яблонь кроме белого цвета есть еще едва уловимый розовый цвет. Важно также напомнить детям, что нельзя ломать ветки черемухи для букетов. Чтобы насладиться ароматом цветов достаточно сорвать небольшую кисть. Предложить также детям понаблюдать за цветением растений на клумбах участка дошкольного учреждения (примулы, тюльпаны, ирисы, нарциссы).
Следующее занятие по рисованию на тему «Как красиво в природе весной» целесообразно провести с целью развития у детей умений передать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, подбирать соответствующую цветовую гамму, учить сочетать гуашь и акварель в рисовании. Положительный эмоциональный настрой детей помогает создать игровой сюжет занятия - путешествие на поезде до станции «Весна». Во время «поездки» воспитатель читает стихотворение: «Нету снега, нету холода, Звенит река. Мы приехали из города на станцию «Весна». Рассматривая с детьми репродукции картин художников, иллюстраций и фотографий о весне, педагог обсуждает с детьми переданные явления, колорит картин. Воспитатель побуждает детей вспомнить о явлениях, происходящих весной в природе. В процессе рисования весенних явлений детям можно предложить послушать музыку, что вызовет их эмоциональные переживания. В заключительной части занятия педагог обсуждает с детьми разнообразное решение темы, обращает внимание на цветовое решение в рисунках детей.
На занятии «В гостях у солнышка» дошкольников можно познакомить с понятием о теплых цветах (желтый, красный, коричневый, со способами получения новых цветов путем смешивания двух других: желтый + красный = оранжевый, желтый + коричневый = темно-желтый (охра, красный + коричневый = кирпичный. Педагог объясняет детям, что с помощью двух теплых цветов путем их смешивания можно получить новый цвет.
С цветами спектра позволит познакомить занятие на тему «Путешествие в страну разноцветного дождя», которому должно предшествовать чтение стихотворений о дожде, наблюдения дождя за окном, беседа с детьми о том, какие чувства, настроения вызывает дождь.
Следует отметить, что проведение наблюдений будет более продуктивным, если их дополнить играми, направленными на развитие чувства цвета. Например, в ходе игры «Цветовушка» детям предлагается большой лист ватмана закрасить красками красного, синего, желтого, черного цветов. Затем лист складывается вдвое, разглаживается, вновь разворачивается и педагог вместе с детьми рассматривает богатую палитру цветов и их оттенков. В игре «Что на Земле голубого, зеленого и красного цвета» дошкольникам педагог просит дошкольников по очереди назвать предметы голубого, зеленого и красного цветов.
Игра в цветные стихи состоит в том, чтобы дети догадались, какие слова пропущены и поставили их на место. Детям можно предложить вставить слова в «Лиловое стихотворение» Р. Сэфа, «Синий вечер» В. Фетисова, «Кто раскрашивает небо» Т. Пушкаревой, «Зеленые стихи» С. Черного.
Таким образом, система работы, построенная с учетом сезонных особенностей объектов и явлений природы, будет способствовать формированию у старших дошкольников чувства цвета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кашеварова Л. Цветовосприятие : конспекты занятий по изобразительной деятельности для подготовительной к школе группе. // Дошкольное воспитание. –2005. – № 2. – С. 5 – 14.
2. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М: Педагогическое общество России, 2005. – 144 с.
3. Пропопович О. Цвет как средство выразительности детского рисунка. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 21 – 34.
4. Прохорова Г. Дидактические игры по сенсорному воспитанию. // Дошкольное воспитание. – 2002. – №11– С. 32 – 36.
5. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. – М. : Просвещение, 1992. – 126 с.