Ирина Белова
Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами их не решить. Многие ученые главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание во всех образовательных учреждениях призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Этот принцип лежит в основе разработанной технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни. Именно этот возраст наиболее опимален для осознанного постижения окружающего мира, для развития как интеллектуальных, так и практических умений и навыков. Однако следует подчеркнуть: формирование у дошкольников знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные им виды деятельности. Такой деятельностью являются физкультурные занятия, направленные прежде всего на формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни. Это личностные проявления детей, ориентированные на овладения знаниями и навыками сохранения собственного здоровья. Педагогами определены три уровня решения задач целенапрвленого приобщения детей к ценностям ЗОЖ:
1) – информационный (когнитивный, определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и физической культуры, которая проявляется в высказываниях и суждениях;
2) – личностный, свидетельствует о сформированности эмоционально положительного отношения ребенка к содержанию занятий. Его показатели - - интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.
3) –деятельностный уровень, характеризующий активную включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ.
Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на занятиях по физической культуре можно представить следующим образом:
-создание проблемы с участием знакомого персонажа (просьба помочь)
-формирование знаний о ценности здоровья и способах его укрепления
-освоение, закрепление и совершенствование практических действий по организации ЗОЖ.
К примеру, осенью предлагаются советы-рекомендации профилактического характера, которые позволяют сохранить здоровье в условиях перепадов температуры (на футболку надеть кофту, курточку, если потеплело – снять верхнюю одежду, при ветре носить легкую шапочку, чтобы не надуло в уши, пошел дождь –защищаться от сырости при помощи резиновых сапог и зонта и т. п.) Простуды можно избежать, если вдыхать запах чеснока, выполнять точечный массаж, промывать нос водой с морской солью и т. д. На занятии можно предложить сюжет по спасению зайчат – медведь нечаянно раздавил их дом, ас скоро наступят холода – нужно успеть построить новый дом. Необходимо поспешить и поэтому будем использоваить разные способы передвижения: ходьбу (с мешочком на голове, греблю (тренируем брюшной пресс, езду на велосипеде (развиваем мышцы ног и сердечно-сосудистую систему, плавание (лежа на животе, приподнять плечевой пояс и грести разными способами) и т. д. Далее проводим эстафету «Строим дом».
На занятиях, на которых дети осваивают приемы оказания первой помощи при травмах рекомендуется использовать двигательные действия, укрепляющие силу мышц, связочный аппарат, а также корригирующие упражнения, способствующие профилактике травм опорно-двигательного аппарата. Развитие силы и силовой выносливости мышц туловища, формирование правильной осанки составляет значительную часть занятия по теме «Если случилась травма в теплый период года»,. (с детьми проводится беседа о том, какая должна быть осанку и каково ее значение для здоровья). Основа следующей технологии – занятия в форме путешествий, требует знаний, умений и навыков, а также двигательных способностей. Так, отправляясь в путешествие на лесную полянку, необходимо преодолеть препятствия через болото, речку (используем «кочки» и переправу веревочную, подняться в гору и спуститься с нее (используем гимнастическую стенку для лазания с помощью веревки) и т. д.
Сюжетные занятия дают возможность использования упражнений различной направленности, позволяющих разносторонне воздействовать на организм и одновременно решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи (развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия, формировать навыки ЗОЖ)
Средствами физической культуры решается задача передачи образа героев сказок (Маугли, Человек-паук и др) – это помогает детям выразить свои эмоции и переживания, способствует их эмоционально-нравственому воспитанию.
В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ рекомендуется использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребенка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. Активно используются также элементы спортивной деятельности: теннис, бадминтон, баскетбол, мяч, включаются и ритмические упражнения.
Традиционные средства физической культуры совершенствуют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. поэтому с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей разработаы специальные игры и игровые упражнения –специфические средства. К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности- эстафеты и специальные игровые задания (Собери человека – раздают силуэты человечков и силуэты частей скелета).
Игры –путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог.
Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательному стремлению быть здоровыми.
Игропластикаосновывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы стретчинга, ушу.
Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.
Основой методики проведения занятия по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения объеденены одним сюжетом, быстро сменяют друг друга. Дети с удовольствием подражают действиям животных, птиц, явлениям природы и общественной жизни. Дыхательные упражнения также организуются в форме игры (задуваем свечи, дует ветерок)
Знания о здоровом образе жизни следует давать в стихотворной, легкой для запоминания форме (раны надо мазать йодом, а бутерброды – маслом с медом).
Необходимо использовать поощрение, похвалу, положительную оценку. Необходимо вовремя замечать старание ребенка, его личные достижения, способность преодолеть страх и неуверенность. Каждое занятие должно включать процедуры, способствующие саморегуляции: упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную и мимическую гимнастику (снимают напряжение, уровень возбуждения)
Средства вводной части занятия : построение, строевые упражнения, различные формы ходьбы и бега, прыжки, танцевальные шаги, ритмические упражнения, упражнения на внимание и координацию движений, вплетенные в сюжет физкультурного занятия.
Средства основной части занятия: элементы сказкотерапии, психодрамы, игры на развитие навыков общения, восприятия, памяти, внимания, воображения, различные виды ходьбы и бега, прыжки, лазания, акробатические, ритмические упражнения, спортивные и подвижные игры и эстафеты.
Средства заключительной части занятии: игры малой подвижности, упражнения на дыхание, релаксацию, психорегуляцию и развитие мелкой моторики.
Важную роль в решении задач должны играть не только все педагоги дошкольного учреждения, но и семья, которая является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна. даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей.