Баскакова Марина
Консультация «Формирование у дошкольников представления о времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников представления о времени.
Очень важно приучать ребенка чувствовать время. Есть исследования, в которых утверждается, что чувство времени связано с интеллектуальным развитием. Категорию времени ребенок осваивает долго. О сформированности временных представлений можно говорить только годам к десяти. Тем не менее, следует заниматься проблемой временных представлений уже в дошкольном возрасте. Ощущение времени тесно связано с умением планировать свою деятельность, контролировать результаты. Следовательно, оно связано с произвольностью. Время – это цепь событий, выражение их последовательности.
Публикация «Консультация „Формирование у дошкольников представления о времени“» размещена в разделах
Формирование ощущения времени развивает «последовательные» виды деятельности: чтение, письмо. Для дошкольника несущественно, где начало и где конец. Он видит мир как бы вне времени, целиком. При освоении чтении и письма ребенок может, как при рисовании, начать читать или писать в прямом или в обратном порядке. Для него этот порядок пока не важен. Только с освоением элементов времени усваивается строгий порядок чтения и письма. Поэтому, развивая способность ребенка чувствовать время, мы развиваем его лево-правую ориентировку, а также способность следовать поставленной цели.
Кроме того, освоение категории времени связано с формированием абстрактных моделей реальности: у взрослых за понятиями «минута» или «час» стоит некая обобщенная картинка, неподвижная или движущаяся. Формировать у ребенка чувство времени можно во время любой образовательной деятельности (представление о временах года, месяцах, сутках).
С именем признака «время» начинаем знакомить дошкольников с четырех с половиной лет. Однако уже дети трех лет жизни активно используют в речи слова: раньше, позже, одновременно; день, ночь, утро, вечер.
Дети трех с половиной лет различают понятия: сегодня, завтра, вчера, утро, день.
Дети четырех лет различают контрастные и смежные части суток, определяют их последовательность: «вчера», «сегодня», «завтра».
Дети пяти лет ориентируются в контрастных и смежных частях суток, выделяют последовательность суток и используют слова: «сегодня», «вчера», «раньше», «скоро» и т. д.
У детей пяти с половиной лет формируем умение определять время по часам, длительность временных отрезков с использованием календаря и песочных часов.
Дети шести лет самостоятельно определяют и условно обозначают временные отношения : сутки – неделя, неделя – месяц, месяц – год.
Дети шести с половиной лет обозначают на схеме отношения во времени (минута-час, неделя-месяц, месяц-год).
В процессе формирования временных представлений речь ребенка обогащается существительными, обозначающими части суток, времена года, дни недели; прилагательными: поздняя осень, раннее утро, молодая, юная, старая, дряхлая и др. ; глаголами: молодеет, взрослеет, стареет и др. Числовое обозначение признака «времени» связано с признаком «количества».
Осознание ребенком наглядно выраженных временных связей говорит о том, что у ребенка начинают складываться интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения.
В работе по формированию временных представлений целесообразно использовать календари погоды, природы, отрывные календари, игры типа «четвертый лишний», можно собирать коллекции часов и т. д.