Альфия Гельметдинова
Формирование представлений о времени с использованием проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Сегодня вашему вниманию мы хотим показать свой опыт работы по теме
Тема: «Формирование представлений о времени с использованием проектной деятельности»
2 слайд
Одним из целевых ориентиров, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, выступает ребенок, который проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Публикация «Формирование представлений о времени с использованием проектной деятельности» размещена в разделах
3 слайд
Отметим, что формирование представлений об окружающем мире начинается с раннего детства и включает в себя представления о различных признаках и свойствах предметов - цвете, форме, величине, об их пространственном расположении, количестве, представлений о времени.
Но, как показывает опыт, у многих дошкольников формирование представлений о времени вызывает
определенные трудности, что актуализирует поиск новых форм для успешного их формирования.
4 слайд
Основными причинами несформированности временных представлений, как отмечают исследователи, являются : объективные – время не имеет наглядных средств, а ребёнок мыслит образами.
К субъективным причинам следует отнести недостаточный жизненный опыт ребёнка, особенности его мышления, а также недооценку времени окружающими взрослыми.
5 слайд
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
6 слайд
Используя проектный метод мы решили помочь детям научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
7 слайд
Для работы над нашим проектом мы определили следующие этапы :
1 этап: (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП)
Определение целей и задач.
Изучение методической литературы.
Подбор литературы по теме проекта.
Выбор форм работы с детьми и с родителями.
Составление плана работы.
2 этап: (ОСНОВНОЙ – ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП)
Проведение бесед.
Дидактические и речевые игры.
Выставка детских работ.
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
Чтение художественной литературы.
Отгадывание загадок.
Решение проблемных ситуаций.
3 этап: (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП)
Обработка результатов по реализации проекта.
Представление проекта.
8 слайд
Цель нашего проекта :
Развитие «чувства времени» у детей дошкольного возраста с использованием разнообразных средств, методов и приемов.
9 слайд
Для работы над проектом нами поставлены ряд следующих задач.
Задачи:.
Образовательные:
• Закрепить умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий в течение суток (утро, день, вечер, ночь).
Обобщить и систематизировать знания детей о временных отношениях - секунда, минута, час, части суток, дни недели, месяцы, времена года.
• Формировать навыки исследовательской деятельности детей.
Воспитательные:
Воспитывать умение регулировать и планировать деятельность во времени, рационально его использовать.
Развивающие:
• Развивать у детей такие качества, как – собранность, целенаправленность, точность, которые так необходимые при обучении в школе и в повседневной жизни.
.Формировать взгляд детей на то, как человечество тратит свое время сейчас, и что может произойти с ними в будущем.
10 слайд
Объектом нашего исследования: стал процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений.
Предметом нашего исследования : стали психолого-педагогические условия формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
11 слайд
Предполагаемый результат нашего проекта :
• формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
• формирование предпосылок для умственного развития личности ребенка;
• воспитание организованности, целенаправленности, собранности и умения планировать свою работу и т. д. ;
формирование у родителей желания и умения работать вместе с ребенком, помогая ему развивать, формировать временные представления.
12 слайд
Чтобы сформулировать проблему более понятную детскому возрасту мы планируем использовать «Модель трёх вопросов»
1. Что знаем?
• Часы — это время. Часы — прибор для измерения времени.
• Дни недели повторяются. времена года идут друг за другом.
• В одно и тоже время встаем на работу и в садик.
2. Что хотим узнать?
• Что можно успеть сделать за 1 минуту
• Как часы помогают людям?
• Зачем человеку время?
3. Откуда узнаем?
• Взять информацию из интернета.
• Спросить у родителей
• Узнать из энциклопедии
13 слайд
На этом слайде вы видите методы и формы работы для развития представлений о времени.
Методы и формы работы :
-Наблюдение
- Использование проблемных ситуаций
- Моделирование
- Использование дидактических
игр и упражнения
- Рассматривание выставки «Приборов для определения времени»
- Показ моделей детских календарей
- Чтение художественных произведений
- Показ иллюстраций моделей часов
14 слайд
Мы разработали Перспективный план работы над проектом
с интеграцией образовательных областей.
1.«Познавательное
развитие»
Познавательно-исследовательская,
продуктивная (конструктивная) деятельность)
Содержание работы:
-Знакомство с числовыми циферблатами – тренажёрами и работа с ними.
-Ознакомление детей с календарем в детском саду
-Дидактические игры.
-Исследовательская деятельность.
-Рассматривание тематических картинок, репродукций картин русских художников.
-Конструктивная деятельность.
Взаимодействие с родителями:
Совместная деятельность родителей и детей Буклеты «Такие разные часы»,
Вместе с родителями подготовить экспонаты для мини-музея
15 слайд
2.«Речевое и
социально-коммуникативное развитие»
Содержание работы:
Рассматривание тематических картинок.
-Знакомство с поговорками пословицами о времени, загадками, потешками, считалками.
-Дидактические игры.
-Слушали с детьми «бой курантов».
-Чтение литературных произведений.
-Беседы.
-Сюжетно–ролевые игры.
Взаимодействие с родителями:
Консультация
для родителей «Как научить ребенка определять время?», «Развитие чувства времени и самостоятельность»
16 слайд
3.«Физическое
развитие»
Содержание работы:
-утренняя гимнастика
-подвижные игры
-физкультминутки
-соревновательные игры
Взаимодействие с родителями:
Консультация «Как сохранить здоровье ребенка в разное время года». Памятка «Режим дня необходим!».
17 слайд
4.«Художественно-этетическое развитие»
Содержание работы:
Продуктивная деятельность : Создание макета солнечных часов (на прогулке).
Лепка «Цветочные часы».
Аппликация - коллективная работа «Макет цветочных часов»
Песня «Часики»
Подвижные игры «Дрема», «День и Ночь»
Слушание музыкальных произведений: Чайковский П. И. «Октябрь», Вивальди А. «Осень»
Взаимодействие с родителями:
1. Оформление буклетов «Такие разные часы», «Знаменитые башенные часы мира».
2. Картотека музыкальных произведений для прослушивания дома.
3. Развлечение «Делу время — потехе час»
18 слайд
Мы запланировали свою работу в центрах активности.
Планирование работы в центрах активности
ЦЕНТР ИСКУССТВА
• Рисование
• Лепка «Цветочные часы»
• Раскрашивание
• Рисование
ЦЕНТР ИГРЫ
• Игра-путешествие «Путешествие на машине времени»,
• Д/ игры «Время», «Когда это бывает?», «Времена года»,
• С/ р. игры «Магазин часов»
• Игры детей с сюжетными игрушками
ЦЕНТР НАУКИ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
• Определить
• Сравнить
ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ
• «Какой день недели потерялся?»
• «Какого цвета неделя?»
• Макет часов – «Узнай, который час?»
ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ
• Подвижные игры: «День и ночь»
• Народная
• Хороводная игра
ЦЕНТР КНИГИ
• Рассматривание иллюстраций «Времена года»
• Чтение: В. Катаев «Цветик-семицветик», Ушинский «Четыре желания»,,
• Загадки о времени и часах
ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ
• Строим, дом с башенными часами.
• Обыгрывание построек сюжетными игрушками (природными часами)
ЦЕНТР ТЕАТРА
• Игры – инсценировки
19 слайд
С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е!