МААМ-картинки

Формирование у дошкольников положительной установки к трудовой деятельности и знакомство с миром профессий

Алевтина Лузгинова
Формирование у дошкольников положительной установки к трудовой деятельности и знакомство с миром профессий
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остаётся

наиболее характерным видом его деятельности.

В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно –

ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер.

Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей

Публикация «Формирование у дошкольников положительной установки к трудовой деятельности и знакомство с миром профессий» размещена в разделах

и др. Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются

предпосылки будущей профессиональной деятельности. Важным направлением

социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых.

В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду

ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.

Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Методы ознакомления детей с трудом взрослых :

В воспитательной работе используются разные методы знакомства детей с

трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

Экскурсии, наблюдения и встречи с людьми разных профессий, которые

обеспечивают наибольшую отчетливость представлений.

Сюжетно-ролевая игра как средство знакомства с трудом взрослых :

«Прием у врача», «Лаборатория», «Инспектор ГИБДД» и др.

Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

Дидактическая игра – игра обучающая. «Кому что нужно», «Из чего и

кем сделано», " Кто что делает», «Исправь ошибку», «Определи профессию».

Чтение художественных произведений: пословицы, поговорки («Труд

кормит, а лень портит», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Кому работа в тягость, тому не будет радость» и др., сказки («Три поросенка», «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка», загадки, песни («Я пеку, пеку, пеку»). При

развитии интереса к труду взрослых у детей очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений

приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения; мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление

возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых,

правильное отношение к нему.

Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться. Выбор профессий, с которыми воспитатели знакомят детей, определяется по следующим факторам: возраст детей,

профессии родителей группы, интересы детей, социальные объекты рядом с

детским садом (магазин, аптека, парикмахерская, почта, сбербанк). Трудовое

воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематически. В п. 2.6. ФГОС ДО одно из

направлений в социально-коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Позитивные установки к различным видам труда являются одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества дошкольников понимается как целенаправленная организация процесса по развитию у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных

качеств, уважения к труду взрослых.

Таким образом, педагогический процесс по формированию положительного отношения к труду должен стать одним из важных направлений в работе

дошкольных учреждений через решение следующих задач:

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других

людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества,

будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических

условий должен строиться с учетом следующих принципов:

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка;

полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение

(амплификация) детского развития;

формирование познавательных интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

принцип развивающего образования (системности и последовательности);

принцип новизны (использование новейших информационных технологий);

принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов

деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Виды труда в ДОУ :

Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей, воспитание самостоятельности, культуры внешнего

вида, привычки к опрятности.

Хозяйственно – бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных

процессов, воспитание ответственности перед группой за качество своей работы.

Труд в природе – в уголке природы, в цветнике, на огороде, воспитание

ответственности за жизнь животных, растений.

Ручной и художественный труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес

к работе, готовность справиться с ней, воспитание ответственности перед группой за качество своей работы.

Формы и методы работы с родителями:

Увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и (совместные походы, благоустройство территории, оформление своих участков,

совместное с родителями сооружение зимних построек, совместные творческие

выставки детей и родителей, оформление групповых комнат к праздникам). рекомендаций для родителей по данному направлению (Папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).

Организация новых форм работы с родителями : (КВН, тренинги, диспуты и т. д.) Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по

формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и

творчества в современных образовательных условиях позволит достичь высоких результатов. Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее

развитие личности ребенка. В социально-личностное развитие ребенка труд

также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности

как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность,

инициативность.

Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд

дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также

прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и

дружно, помогая тем, кто рядом. Ребенок ощущает себя большим, взрослым,

сильным, он испытывает яркие положительные эмоции.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими,

но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые

будут развиты в школе. Включение ребенка в реальные трудовые связи в условиях детского сада и семьи становится естественным содержанием повседневной жизни, позволяющей осознавать ему свое взросление. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах. Один из принципов дошкольного образования – принцип опережающего

развития. В связи с этим дошкольный возраст является подготовительным, закладывающим основы для профессионального выбора в будущем. Необходимо

знакомить дошкольников с миром профессий, воспитывать уважение к труду,

формировать основу, на которой в дальнейшем будет базироваться профессиональное саморазвитие.

Новизна заключается в возможности обеспечения вариативности образовательной деятельности через ориентацию на индивидуальность ребенка и запросы его семьи в рамках социального партнерства ДОО.

Со всеми перечисленными организациями заключены договоры и согласованы планы работы. План взаимодействия с каждой организацией составляется

на основе комплексно-тематического планирования ДОО, которое построено на

основе региональных и федеральных событий, праздников и реализуется через

проектную деятельность.

При реализации взаимодействия учитываем решение следующих задач.

Для детей

Создание условий для расширения знаний детей об организациях города,

важности их деятельности для жителей города и района. Формирование познавательного интереса к миру профессий, значимости труда в семье и обществе.

Развитие познавательной активности дошкольников через организацию социального партнерства.

Творческое и социальное самовыражение детей.

Содействие ранней профессиональной ориентации дошкольников.

Для педагогов

Повышение профессиональной компетентности педагогов в разработке и

реализации детско-взрослых проектов. Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с социальными партнерами.

Для родителей

Включение детей в совместную трудовую деятельность в кругу семьи. Предоставление детям самостоятельности в выборе соответствующих возрасту видов деятельности. Формирование активной жизненной позиции по вопросу ранней профориентации детей. Взаимодействие осуществляется с учетом деятельностного подхода : это мастер-классы, встречи с интересными

людьми, экскурсии (групповые и выходного дня, занятия познавательного

цикла, участие детей в радио- и телепроектах.

В рамках сотрудничества с Центром развития творчества детей и юношества дети знакомятся с профессиями педагога-хореографа, педагога по вокалу,

певца, аниматора и др. Все мероприятия проходят в виде мастер-классов, где

дети получают знания о роде деятельности в данной сфере. В результате многие дети приводят родителей в Центр и посещают дополнительные кружки.

Так, популярностью пользуются кружки хореографии, вокала, робототехники и

студия песочной анимации.

Детский Эколого-биологический центр является спутником образовательной деятельности в рамках не только приобщения к миру профессий и

труду, но и формирования познавательной активности детей. Педагоги Центра

проводят экскурсии по экологической тропе, дети посещают тематические выставки. На базе ДОО педагоги Эколого-биологического центра проводят занятия познавательного цикла «Мир под микроскопом», «Жизнь в капле воды» и

др. В этом году на экологической тропе ДЭБЦ, на станции «Туристический бивуак», с педагогом по туризму дети закрепили правила безопасного поведения в

природе, основы альпинизма и значение этой профессии для жителей города и

района. Совместно с ДЭБЦ мы реализуем проекты. Так, в этом году мы стали

участниками проектной деятельности «Эколята-дошколята», где дети еще раз

закрепили знания о значении профессии эколога. Так же интересно проходят

встречи с научными сотрудниками Крымского краеведческого музея. Это экскурсии выходного дня и занятия познавательного цикла в ДОО «Флора и фауна

Краснодарского края», «Звуки природы и история музыкальных инструментов». Здесь дети знакомятся с профессиями археолога, искусствоведа, научногоПредоставление детям самостоятельности в выборе соответствующих возрасту видов деятельности. Формирование активной жизненной позиции по вопросу ранней профориентации детей. Взаимодействие осуществляется с учетом деятельностного подхода : это мастер-классы, встречи с интересными

людьми, экскурсии (групповые и выходного дня, занятия познавательного

цикла, участие детей в радио- и телепроектах.

В рамках сотрудничества с Центром развития творчества детей и юношества дети знакомятся с профессиями педагога-хореографа, педагога по вокалу,

певца, аниматора и др. Все мероприятия проходят в виде мастер-классов, где

дети получают знания о роде деятельности в данной сфере. В результате многие дети приводят родителей в Центр и посещают дополнительные кружки.

Так, популярностью пользуются кружки хореографии, вокала, робототехники и

студия песочной анимации.

Детский Эколого-биологический центр является спутником образовательной деятельности в рамках не только приобщения к миру профессий и

труду, но и формирования познавательной активности детей. Педагоги Центра

проводят экскурсии по экологической тропе, дети посещают тематические выставки. На базе ДОО педагоги Эколого-биологического центра проводят занятия познавательного цикла «Мир под микроскопом», «Жизнь в капле воды» и

др. В этом году на экологической тропе ДЭБЦ, на станции «Туристический бивуак», с педагогом по туризму дети закрепили правила безопасного поведения в

природе, основы альпинизма и значение этой профессии для жителей города и

района. Совместно с ДЭБЦ мы реализуем проекты. Так, в этом году мы стали

участниками проектной деятельности «Эколята-дошколята», где дети еще раз

закрепили знания о значении профессии эколога. Так же интересно проходят

встречи с научными сотрудниками Крымского краеведческого музея. Это экскурсии выходного дня и занятия познавательного цикла в ДОО «Флора и фауна

Краснодарского края», «Звуки природы и история музыкальных инструментов». Здесь дети знакомятся с профессиями археолога, искусствоведа, научного сотрудника музея и др. Полученные представления о личностных качествах

людей разных профессий дети отражают в сюжетно-ролевых играх.

Анализируя проделанную работу, следует отметить, что представления о

профессиях позволяют детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и

принять его. Формируется интерес к труду, зарождаются мечты о собственном

будущем, возникает гордость и уважение к результатам труда. Организация

связей между детским садом и социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных способностей, решать многие образовательные задачи, тем самым повышать качество образовательных услуг и уровень реализации ФГОС ДО

Публикации по теме:

Формирование положительной мотивации к познавательной активности у детей с ОВЗ Тема «Формирование положительной мотивации к познавательной активности у детей с ОВЗ». Дети с ОВЗ способны к развитию, хотя развитие осуществляется.

Консультация «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности» Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Формирование навыков трудовой деятельности детей с ОВЗ младшего школьного возраста Формирование навыков трудовой деятельности Детей с ОВЗ младшего школьного возраста посредством декоративно-прикладного творчества. СЛАЙД.

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по городу профессий» Задачи: Образовательная : • Способствовать формированию первичных представлений о многообразии профессий; • Расширить и конкретизировать.

Некоторые особенности трудовой деятельности дошкольников Некоторые особенности трудовой деятельности дошкольников. Воспитатель: Большакова Ольга Львовна ГБОУ детский сад № 71 г. Санкт – Петербург.

Организация трудовой деятельности дошкольников. Консультация для воспитателей Формы организации трудовой деятельности в настоящее время таковы: 1) поручения, 2) дежурства, 3) совместная или коллективная трудовая.

Специфика трудовой деятельности дошкольников Специфика трудовой деятельности дошкольников. Цель, задачи, содержание, методическое обеспечение работы воспитателя по разностороннему.

Стимулы положительной мотивации дошкольников при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников в природеСтимулы положительной мотивации дошкольников при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников в природе По ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность -это одна из ведущих видов деятельности в детском саду наряду с игровой и коммуникативной.

Консультация «Тайна голоса. Формирование певческой установки» Открытое занятие введение в программу "Тайны голоса" Цель: Формирование певческой установки Задачи: 1. Объяснить необходимость правильного.

Фотоотчет «Знакомство с миром профессий»Фотоотчет «Знакомство с миром профессий» Цель занятия: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий,упражнять детей в умении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников положительной установки к трудовой деятельности и знакомство с миром профессий
Опубликовано: 19 октября 2019 в 17:55
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у дошкольников положительной установки к трудовой деятельности и знакомство с миром профессий» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Лузгинова (УИ 397953) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД