людмила анискина
Формирование у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза слов на материале рабочих тетрадей «Где звук живет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с фонетико-фонематическими проблемами в развитии речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.
Публикация «Формирование у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза слов на материале рабочих тетрадей „Где звук живет?“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Анализ коррекционной работы по вопросу развития фонематических процессов у дошкольников с недостатками речевого развития показал, что несовершенства произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования. При этом дети не только дефектно произносят звуки, но и недостаточно их различают, не улавливают акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова при обучении грамоте. Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и синтеза.
Руководствуясь индивидуальным подходом для совершенствования навыков звукового анализа и синтеза слов и профилактики возможных нарушений письма и чтения я разработала авторские рабочие тетради «Где звук живет?».
Цель рабочих тетрадей : формирование навыков звукового анализа и синтеза слов, профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников.
Актуальность использования этих тетрадей заключается в следующем. Традиционные и современные формы работы по формированию звукового анализа и синтеза слов, безусловно, полезны и увлекательны. Однако проследить успехи или трудности каждого ребёнка при формировании представлений о звуковом анализе и синтезе слов очень сложно без анализа достижений ребёнка в сжатой, наглядной форме. Для этого предлагаются рабочие тетради, которые дают возможность реальной оценки знаний, умений и навыков каждого ребёнка.
Рабочие тетради «Где звук живет?» представлены двумя частями, отличием которых является усложнение материала во второй части (увеличено количество слов в карточке на звук и в некоторых словах заданный звук встречается дважды (эти слова в перечне картинок подчеркнуты, например: слово соска содержит два звука «С» - в начале и в середине слова). Вниманию детей с недостатками речи предложены интересные, занимательные карточки в картинках, которые помогут ребенку ориентироваться в мире звуков и научат определять место звука в слове. Ребенок карандашом соответствующего цвета: красным (гласный звук, синим (согласный, твердый звук) и зеленым (согласный, мягкий звук) прорисовывает дорожку от картинки к схеме.
Где находится звук «О» в названии картинок (в начале, середине или конце слова?
Необходимо добиваться, чтобы ребенок четко произносил, интонируя определяемый звук в слове, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за взрослым.
Где находится звук «Дь» в названии картинок (в начале или середине слова?
В каждой карточке ребенок называет картинки, выделяя общий звук.
Где находится звук «Ч» в названии картинок (в начале, середине или конце слова?
Определяет место звука в слове и соединяет линией картинку с соответствующей схемой. После ребенок раскрашивает картинки. Так же для усложнения задания можно предложить ребенку разделить слова на слоги и обвести в кружок слова с заданным количеством слогов. После – ребенок составляет предложения с этими словами.
Рабочие тетради дают возможность реальной оценки знаний, умений и навыков каждого ребёнка. Заявленные тетради использую в своей практике последние пять лет. Авторские тетради представила на районном методическом объединении учителей-логопедов дошкольных организаций, результатом чего стали многочисленные положительные отзывы коллег- логопедов.
Систематическая работа по формированию звукового анализа и синтеза слов с использованием рабочих тетрадей в практической работе с дошкольниками учит ребенка не только слышать, но и «видеть» звуки и слова. Это обеспечивает будущему первокласснику «успешный старт» для дальнейшего обучения, облегчая тем самым переход дошкольников к систематическому обучению в школе и, обеспечивают успешное усвоение ими учебного материала начальных классов.