Eкатерина Черняева
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного поведения на улицах города
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице : незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного поведения на улицах города» размещена в разделах
По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями: незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и другие.
Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.
Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, нужно постепенно усложнять, уточнять и дополнять. Таким образом, дети лучше узнают и запомнят правила движения и будут охотно их выполнять.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.
Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
В ходе профилактических мероприятий по предупреждению у детей ДТТ :
1. расширятся представлений об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
2. сформируются навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
3. дети смогут предвидеть опасные ситуации и обходить их;
4. повысится активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Цель моей работы – создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Для ее реализации мной были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Обучающие
- знакомить с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»).
познакомить детей с правилами дорожного движения (видами светофоров, дорожными знаками, дорожными ловушками и т. д.);
уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения (пешеходы, пассажиры, водители);
сформировать умения применять полученные знания в жизни;
внедрять современные инновационные образовательные технологии, способствующие более успешному ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в условиях реализации ФГОС;
активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
повысить компетентность педагогического состава детского сада в области инновационных образовательных ресурсов;
сформулировать предварительные принципы и рекомендации, которые помогут педагогам, родителям в планировании перспективных шагов в данном направлении.
Развивающие
развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Воспитательные
Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Предполагаемый результат обучения:
расширятся знания детей о правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, правила в общественных транспортах: ожидание, посадка, во время движения, выход;
дети научатся распознавать дорожные знаки:
информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
предупреждающие знаки – «Дети»;
запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;
знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;
знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
научатся предвидеть опасные ситуации, дорожные ловушки и обходить их;
обогатится словарный запас детей;
повысится осознанное отношение к ПДД у родителей воспитанников, ответственность за жизнь своих детей;
Сплотится коллектив сотрудников и родителей в вопросах детской безопасности на дорогах.