Гончарова Ирина
Формирование у детей любви к родному краю посредством проектной деятельности
Формирование у детей любви к родному краю посредством проектной деятельности
Цитата Дмитрия Сергеевича Лихачева открывает важную тему: "любовь к отечеству начинается с привязанности к своей малой Родине, месту своего рождения, и постепенно расширяется до общей любви к своей стране, ее истории и народу, а затем - ко всему человечеству. "
Современный мир ставит перед нами сложные задачи по патриотическому воспитанию. Идеалы патриотизма требуют особого внимания, а нормативные и методические источники предлагают разнообразные подходы к их реализации.
Публикация «Формирование у детей любви к родному краю посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Одним из приоритетных направлений воспитательного процесса является работа с маленькими детьми в семье и дошкольных учреждениях. Именно здесь формируются основы любви к отечеству и понимание своей принадлежности к обществу и нации.
Основные задачи патриотического воспитания включают в себя формирование у детей духовно-нравственного отношения и чувства принадлежности к семье, городу, стране, природе своего края, культурному наследию своего народа, а также развитие толерантного отношения к представителям других национальностей.
Для детей дошкольного возраста характерны скоротечность и ситуативность проявления патриотических чувств. В связи с этим необходимо систематически и последовательно проводить воспитательно-образовательную работу в данном направлении. Важно, чтобы информация была представлена научным образом, но при этом доступна для детского понимания и соответствовала их возрастным особенностям.
Быть гражданином означает не просто исполнять свои обязанности перед обществом и Родиной, но и проявлять активное и осознанное участие в жизни общества. Это требует владения такими качествами, как патриотизм и уважительное отношение к окружающим. Формирование этих качеств важно начать с детства. Для ребенка первым миром становится семья, где он учится ценностям труда, долга, чести и любви к Родине.
Чувство принадлежности к Родине вначале возникает у ребенка через близкие отношения с родителями, дедушкой и бабушкой.
Эти корни связывают человека с его родным домом и ближайшим окружением, питая чувство принадлежности и уважения к месту, где он живет. Чувство Родины пробуждается в человеке через восхищение тем, что он видит перед собой, через удивление и отклик в его душе. Важно показывать детям, что их родной город уникален своей историей, достопримечательностями и замечательными людьми. Цель - чтобы родной город предстал перед ребенком как место, которое он ценит больше всего, по-настоящему красивое и неповторимое.
В рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, направленная на формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства преданности своей Отечеству, готовности исполнять гражданский долг и конституционные обязанности в целях защиты интересов Родины.
Патриотизм в широком понимании олицетворяет любовь к Родине, активное участие в ее истории, культуре, природе, современной жизни, достижениях и проблемах. Патриотическое воспитание подразумевает взаимодействие взрослых и детей в общей деятельности и общении, направленное на развитие общечеловеческих нравственных качеств личности у ребенка, знакомство с историей и культурой своего народа, природой родного края, формирование эмоциональной связи, чувства принадлежности и ответственности за окружающее.
На разных этапах жизни проявление патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. У детей дошкольного возраста патриотизм проявляется как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей и природы, а также как сострадание, сочувствие и чувство собственного достоинства. Важно, чтобы ребенок осознавал себя частью окружающего мира.
Для каждого человека есть особенный город, который он любит. Чаще всего это место, где человек родился или провел детство. Воспоминания о детстве, особенно если оно было счастливым, навсегда остаются самыми нежными и добрыми.
Вне зависимости от возраста, каждый человек сохраняет в памяти особенные моменты детства, а вместе с ними - особые места, какими могут быть уютные уголки в его любимом городе. Для этого города не обязательно быть крупным или известным – он может быть спокойным, уединенным местечком, но для кого-то стать самым дорогим и запоминающимся местом, где пережито множество радостных моментов. Любовь к городу у каждого проявляется по-разному, но остается особенно значимой и прочной.
Период дошкольного возраста считается важным временем формирования личности. В эти годы закладываются высокие нравственные принципы и гражданские ценности, включая чувство патриотизма.
То, что мы сейчас внушим в душу ребенка, отразится в будущем, определяя его судьбу и нашу жизнь. Основным этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе и крае, усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений, а также вовлечение в мир культуры. Очень важно внушать детям чувство привязанности и любви к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе формируется патриотизм.
В наше время воспитание патриотических чувств представляет собой важную задачу для дошкольных учреждений, которые должны развивать у детей познавательный интерес, любовь к Родине и уважение к её историко-культурному наследию.
Для формирования полноценной личности, способной любить своих родителей, ценить свой дом, город, край и страну, необходимо осознание собственных корней и уважение к традициям родного края. Воспитание патриотизма у детей начинается с раннего возраста, когда они эмоционально воспринимают окружающий мир. Поэтому важно вызвать у них чувство восхищения своим городом, краем и страной через ознакомление с ними в процессе обучения.
Чувства патриотизма и привязанности к родному краю не возникают мгновенно, даже после нескольких успешных занятий. Одной из главных целей дошкольного воспитания является сделать процесс изучения истории и культуры своего региона творческим, увлекательным и развивающим для детей. Работа по формированию патриотических чувств должна быть систематической и целенаправленной, включая проведение разнообразных мероприятий, направленных на воспитание любви к природе и культурным ценностям родного края. Этот процесс требует постоянного и последовательного воздействия на детей их окружающей средой.
Цель и задачи проекта
Цель: Вдохновить детей на любовь к своей малой родине, укрепить связь с семьей, родным домом и землей, где они выросли, через участие в проектной деятельности.
Задачи:
- Формирование у дошкольников нравственных ценностей путем знакомства с историей и современностью своего города.
- Развитие гражданской позиции и патриотических чувств по отношению к прошлому, настоящему и будущему своего края, воспитание гордости за свою малую родину.
- Привитие любви и уважения к своему народу, его обычаям и традициям.
- Важным направлением в формировании экологической культуры и развитии гуманного отношения ко всему живому является знакомство с природой родного края.
Что подразумевается под проектной деятельностью?
Современные государственные образовательные стандарты ориентируют образовательные учреждения на принятие системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. В рамках программы "Патриотическое воспитание дошкольников" значительное значение приобретает проектная деятельность как основная форма работы при реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Под проектом понимается учебно-трудовое задание, которое стимулирует активность детей и в результате приводит к созданию продукта, обладающего как субъективной, так и объективной новизной. Создание проекта основано на процессе творчества как педагога, так и ребенка.
Метод проектов представляет собой способ организации самостоятельной деятельности дошкольников для достижения конкретного результата, который ориентирован на интересы ребенка, его творческое самовыражение, развитие интеллектуальных и физических способностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения какой-либо проблемы, которая его интересует.
В настоящее время метод проектов все чаще рассматривается как система обучения, в которой дети дошкольного возраста приобретают знания и умения через планирование и выполнение постепенно усложняющихся проектов. Проектная деятельность представляет собой специфическую работу субъектов от идеи до создания проектного продукта и его тестирования. Под субъектами проекта понимается в первую очередь педагог, который является руководителем проекта, создающим ситуации для зарождения идеи проекта, разрабатывающим проектное задание и выступающим вместе с другими участниками деятельности источником идей.
Во-первых, проектное обучение включает в себя участие детей или группы детей, которые являются непосредственными исполнителями проекта. Во-вторых, в процессе работы над детским проектом активно участвуют все взрослые, которые сопровождают и поддерживают его выполнение.
Основная идея проектного обучения заключается в том, что ребенок, занимаясь проектом, погружается в реальные процессы, взаимодействует с объектами и переживает конкретные ситуации, помогающие ему преодолевать трудности.
Цель проектной деятельности заключается в том, чтобы дети понимали и применяли знания, умения и навыки, полученные ими в процессе изучения различных предметов, объединенных на интеграционной основе.
В рамках проектной деятельности создаются благоприятные условия для формирования представлений у детей о их родном крае, поскольку они сами принимают активное участие и принимают решения. Самостоятельный выбор играет ключевую роль в этом процессе.
Этапы работы над проектом:
На первом этапе организации проектной деятельности дети осуществляют ряд действий, включая подбор инструментов и оборудования, а также определение последовательности технологических операций. В рамках этой деятельности используется личный опыт детей, опыт педагогов и родителей, а также все необходимые инструменты и приспособления. Результатом усилий детей является приобретение новых знаний и умений.
На втором практическом этапе дети осуществляют различные операции, вносят коррективы в свою работу с целью достижения качественного и правильного результата в рамках проекта. Основным объектом их деятельности являются создаваемые материальные продукты, а также усвоение новых знаний, умений и навыков. Для успешного выполнения задач используются различные инструменты и оборудование. Результат -приобретение знаний, умений и навыков.
На 3 заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Дети анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда
В современной педагогике выделяют следующие виды проектов:
1. Информационно - социальные проекты. В ходе реализации этого проекта дети собирают и изучают информацию из книг, журналов, в системе интернет и т. д. Результаты оформляются в виде доклада, видеофильма, газеты, папки - раскладушки, постер - афиши.
2. Практико-ориентированные или нормативные проекты. В процессе этого проекта создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Результаты оформляются в виде памятки, альбома, рисунков, модели.
3. Творческие проекты. Дети овладевают видами творческой деятельности. Оформление результатов происходит в виде праздника, концерта, дизайна, видеофильма, драматизации, альбома, совместной газеты.
4. Исследовательские проекты. Дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей.
5. Игровые проекты. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
В современной дошкольной образовательной организации проектная деятельность — это новый виток формирования представлений о родном городе у детей в условиях более высоких технологий, которых не было ранее. В настоящее время у детей практически неограниченные возможности в получении информации из областей культуры и науки.
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность ребенка - индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая -конкретный результат, готовый к внедрению. Реализация проектной деятельности в образовательной практике связана с формированием определенной среды :
- определение и обоснование принципов воспитания старших дошкольников на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей;
- необходимым условием для выполнения дошкольниками проектов является наличие информации, обеспечивающего самостоятельность ребенка в выборе темы проекта и в его выполнении;
- должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения.
Использование проектной деятельности в процессе формирования представлений о родном городе предполагает определение и обоснование принципов воспитания старших дошкольников на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей.
При работе над проектом педагог создает особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и педагога, и ребенка в новой образовательной парадигме. В этом образовательном пространстве нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха. Здесь ребенок испытывает радость от преодоления трудности учения, будь то задача или выведенное самостоятельно понятие, или разработанный и защищенный проект. Ребенок открывает мир для себя и себя в этом мире. Педагог, таким образом, ведет ребенка по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью, в которую составными элементами входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, имитационного моделирования и другие.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, в том числе и патриотизма.
Работа в проекте изменяет позицию ребёнка и позволяет реализовать «идею субъектности», суть которой состоит в том, что ребёнок выбирает, действует, получает результаты и оценивает их сам. Взрослые не определяют и жёстко не регламентируют действия детей, они предоставляют ребёнку право выбирать. Выбор, предпочтение ребёнком действий, результат которых не предрешён, создаёт принципиально новую ситуацию, новые перспективы в дошкольном образовании, в частности в организации образовательного процесса.
Важным аспектом в результате формирования представлений о родном городе у дошкольников на проектной основе является создание сообщества детей, детей и воспитателей, детей, воспитателей и родителей, формирование субъект-субъектных отношений. Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, действовать в «зоне ближайшего развития». Метод проектов ориентирует весь образовательный процесс на ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности, затрагивает эмоциональную сферу, усиливает мотивацию, развивает индивидуальную ответственность, учит партнерству и взаимодействию.
Следующим этапом работы над проектом является демонстрация результатов. Дети представляют свои творческие проекты. Результаты представляются в виде творческой работы. Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта.
При оформлении результатов проекта нравственной направленности, на стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты определенного содержания (выполненные детьми).
Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить нравственный характер и будет направлено на формирование представлений о родном городе у детей.
К организации поисковой и творческой деятельности детей при создании проекта о родном городе необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания. Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти
Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. В процессе защиты проекта дети реализуют весь свой творческий потенциал, у них развивается творческая активность и фантазия.
Темы проектной деятельности
Основными темами проектов, направленных на формирование представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста могут стать:
- «Моя малая родина» - проект, способствующий развитию элементарных представлений об истории своего края, о культуре коренного населения. Воспитывает бережное отношение к окружающей природе, любовь к родному краю и почитание к месту рождения.
- «Природа нашего края» - помогает сформировать у детей заботливое отношение к природе. Также благоприятствует мотивированию детей к желанию трудится на благо природы. В процессе реализации данного проекта можно донести до осознания детей такие понятия как «Родина - мать», «Земля - матушка» и т. д.
- «Труженики родного города» - данный проект содействует формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства гордости за своих земляков. Воспитывает уважение к людям, работающим на предприятиях города, помогает раскрыть детям такие понятия, как «Герой труда», «Градообразующие предприятия».
- «О героях былых времён» – проект, способствующий формированию представлений о ВОВ, уважения к военной истории России, родного края.
Результативность проекта
В результате реализации проектной деятельности значительно укрепляются семейные связи, у детей появляется чувство гордости за свою семью, растет интерес родителей к своим генеалогическим корням, пополняются семейные библиотеки литературой краеведческого и патриотического содержания, выявляются новые факты семейных биографий, связанные с Великой Отечественной войной. Повышается уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности, меняется представление у детей о качествах человека, характеризующих его гражданскую позицию, меняется и отношение детей к Отечеству. Становится более ярко выраженными уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Таким образом, проектная деятельность – одно из эффективных средств формирования представлений о малой Родине у детей, так как она направлена на изучение ее истории и культуры, чувства гордости за земляков, привитие интереса к явлениям социальной жизни, влиять на развитие субъектной позиции у ребенка, раскрытие его индивидуальности, способствовать его личностному развитию.
Список литературы
1. Александрова,Е. Ю. Знакомим дошкольников с родным городом. Е. Ю. Александрова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 112 с.
2. Алешина,Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. Н. В. Алешина. - М., 2008. - 111 с.
3. Бурляева,О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края. О. В. Бурляева // Детский сад: теория и практика: научно-методический журнал. – 2011. – №9. – 82 – 89 с.
4. Веракса,Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: учеб. пособие / Н. Е. Веракса. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 108 с.
5. Виноградов,Г. С. Народная педагогика. Г. С. Виноградов. – Иркутск: Научное общество, 2006. – 420 с.
6. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. Г. Н. Волков. –М. : Академия, 2009. – 220 с.
7. Герасимова, Е. И. Родной свой край люби и знай / Е. И. Герасимова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. –96 – 97 с.
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: httpГумелев, Л. Н История людей и история природы – М. : Академия, 2003. – 250 с.
9. Данилина,Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы». Г. Н. Данилина. – М. : Аркти, 2004. – 184с