Надежда Каюмовна Белобородова
Формирование у детей культуры поведения за столом
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребёнку быть уверенным в себе. Задача педагогов и родителей – научить дошкольника правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении.
Публикация «Формирование у детей культуры поведения за столом» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
Уже с раннего возраста следует вырабатывать правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками. Педагог учит детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приё ма пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Педагог должен следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот и не разговаривали при этом и т. д.
Обучать правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приёма пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, педагог должен демонстрировать им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения. А можно это делать играя:
Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учётом возрастных особенностей ребёнка.
Во время приёма пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: солонка, хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами.
По необходимости можно разрешать детям обращаться к сидящим за столом людям, при этом не следует одёргивать, делать им бесконечные замечания. Педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку взрослый человек способен создать дружескую атмосферу. Своим примером он ненавязчиво приучает их к хорошим манерам, может оказать помощь в нужный момент. Не следует допускать, чтобы приём пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Они приобретаются путём многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно находятся воспитанники. Приучая малыша к новому блюду, рекомендуется подавать не весь его объём, а немного, делая акцент на том, что его порция меньше.
Прежде всего следует обеспечить постоянное выполнение установленных гигиенических правил, объясняя их значение. На первых порах важно помочь ребёнку освоить тот или иной навык. Не следует торопить дошкольника, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, намыливает руки). Ни в коем случае нельзя выполнять это действие за него. Осваивая новый навык, ребёнок обычно стремится многократно выполнить определённое движение. Постепенно он приучается всё более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. При этом взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли дошкольник сделать необходимое действие. В дальнейшем педагог предоставляет ему почти полную самостоятельность, но постоянно проверяет соблюдение навыков. Хорошо сформированные действия выполняются ребёнком легко и быстро, по собственной инициативе и без каких-либо напоминаний. Если он и забудет о чём –то, например, сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего напоминания оказывается достаточно, чтобы он исправил свою ошибку.
Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными, например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды больше всего детям нравится. При этом пожелание «приятного аппетита» - обязательно!
Знание столового этикета формирует у ребёнка уверенность. Введение определённых правил должно быть постепенным, обучающим.
Следует обратить внимание и на гостевой этикет. Педагог должен ознакомить дошкольников с правилами в различных этикетных ситуациях, связанных с общением.
Как правило, дети любят ходить со своими родителями в гости и приглашать гостей к себе. Они могут чувствовать себя в чужом доме свободно или, наоборот, скованно, могут быть радушными или равнодушными и эгоистичными. Знание гостевого этикета способствует освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому дошкольников надо обучать правилам поведения в гостях и приёма их в своём доме. В гостевых отношениях большую роль играет этикет подарка, и важно учить детей правильно его выбирать, преподносить и принимать.
Психологические аспекты организации питания детей требует внимания к качеству предлагаемых им блюд, соответствию пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приёма пищи. Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. Каждая мама знает, какой у ребёнка аппетит, насколько разнообразную пищу он ест, насколько у него избирательное отношение к ней; приучен ли ребёнок к самостоятельности или его надо кормить. Иногда в семье не уделяется должного внимания формированию правильного отношения к еде. У одних выражена привычка употреблять однообразную пищу, у других – только любимые блюда, а некоторые просто не приучены самостоятельно питаться.
Все эти задачи- слагаемые культуры поведения за столом. Решать их необходимо прежде всего на уровне семьи, но и не без помощи педагогов дошкольного учреждения.