Светлана Гаркушова
Формирование у детей дошкольного возраста общей культуры личности в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГОС
Формирование у детей дошкольного возраста
общей культуры личности в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
В современном мире, который ориентируется на приоритеты, провозглашенные актуальными нормативным документам, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на современные нормы в обществе; педагогическая научная мысль пребывает в поиске наиболее эффективных средств для формирования общей культуры личности ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста общей культуры личности в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
В соответствии с этим возникает задача в преобразовании содержания и методов работы с детьми дошкольного возраста, создавая наиболее комфортные условия работы в процессе игровой деятельности.
В педагогике доказан факт, постулирующий, уникальность периода дошкольного возраста заключается в осуществлении обеспечения общекультурного полноценного развития ребенка. В дошкольном периоде важно формирование правильных условий для осознания своей ценности и понимания себя.
Один из отцов современной истории детства французский ученый Ф. Арьес писал, что «понятие детства не следует смешивать с любовью к детям: оно означает осознание специфической природы детства, то, что отличает ребенка от взрослого, даже и молодого»
Таким образом, дошкольный период детства детство является ключевым этапом в жизни человека.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В нормативном документе ФГОС ДО РФ описывается ценность периода дошкольного детства посредством реализации принципов (п. 1.4, "принципы стандарта") - «полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития», «построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования и «приобщения детей к социо-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства»
Далее в этом документе описываются установки на "личностное, социальное и социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста как фактора успешного вхождения его в социум, формирования общей культуры" (п. 1.6, задачи стандарта). Анализ научно-педагогической литературы уточняет понятие общая культура личности как «целенаправленный дошкольный образовательный процесс, включающий формирование ценностного отношения к окружающему миру, себе и окружающим людям, социальных отношений со сверстниками и взрослыми, способствующих саморазвитию и самопознанию ребенка. Данное направление развития дошкольника реализуется в процессе приобщения к элементарным нормам и правилам взаимоотношений с субъектами общества, формирования чувства патриотизма, гендерной принадлежности, гражданской позиции»
Решение данных задач по формированию общей культуры личности дошкольника в ФГОС ДО осуществляется с учетом их возрастных и личных особенностей посредством игрового образовательного процесса.
Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, поскольку она является интегрирующей базой решения всех образовательных задач.
«Основу социально-личностного развития ребенка составляет возникновение чувства привязанности и доверия к взрослым, развитие его интереса к окружающему природному и рукотворному миру, самому себе, превращение требований дошкольника во внутренние мотивы поведения»
Согласно ФГОС, задача педагога - посредством игры формировать представления у детей о человеческих отношениях, объяснять правила жизни в обществе, формировать модели поведения, которые помогут ребенку адекватно реагировать на мир.
Игра-это особая форма освоения человеком действительности путем ее воспроизведения и моделирования. А. В. Запорожец писал, что «в игре складываются необходимые условия для осознания ребенком новых областей действительности и развития его способностей. В процессе игровой деятельности происходит развитие ребенка как личности, интенсивное присвоение человеческого опыта во всех сферах жизни. Исполняя какую-либо роль, ребенок осуществляет соответствующие ей действия, отражая действительность, происходит совершенствование его поведения, выделение социально и личностно значимых качеств»
Немаловажно, что в игре формируется личное отношение к героям произведений, анализ их поступков. Таким образом, игра становится важным элементом в развитии ребенка на протяжении длительного периода его жизни.
Игра, согласно ФГОС, помогает дошкольнику раскрыть свои скрытые возможности, моделировать поведение, коммуницировать с другими игроками и вместе подходить к решению возникающих проблем, что есть важная составляющая в формировании общей культуры личности.
Психологи также утверждают, что через игру осуществляется чувственное познание окружающей действительности и работает детская фантазия. Соответственно, можно утверждать, что в игровой деятельности у дошкольника формируется воображение и речь, а также начальные формы
логического мышления. В игре происходит присвоение знаний о социальных ролях, усвоение социальных норм поведения (культура поведения, общения, что включает в себя процесс формирования общей культуры личности ребенка дошкольного возраста.
В качестве примеров существуют различные варианты игр с дошкольниками, способствующие развитию культуры личности. К примеру, Игра «Зеркало». Ее цель: убрать скованность детских движений, раскрепостить ребенка. Сюжет: В игре принимают участие двое и более детей. Дошкольники делятся по парам, где один ребенок выполняет роль «зеркала», копируя все движения, жесты, а другой, смотрящийся в «зеркало» - изображает себя или другой персонаж, роль. «Зеркало» должно отгадать, кого оно копирует, потом игроки меняются ролями.
Заключение
Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что базы по формированию общей культуры личности формируются в дошкольном возрасте, в раннем онтогенезе. Дошкольник в процессе игровой деятельности, общаясь с игроками другими, а также при моделировании проблемных ситуаций начинает перенимать черты полноценного субъекта социальных отношений, осознавать суть происходящего и давать всему оценку.