Эля Прудских
Формирование творческой личности посредством мультимедийных технологий в дошкольных образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
В силу интерактивного характера современного образовательногопространства понятие мультимедийные технологии в обучении и воспитаниидошкольников получает с каждым днем все большую положительную оценку.
Мультимедиа с ее уникальной способностью оперативно влиять на расширениеобщего кругозора обучающихся, на развитие речи, творческого интеллекта,самостоятельного мышления и самоконтроля сегодня активно востребованадошкольными образовательными организациями как универсальныйобучающий или информационный инструмент [3,11].
Публикация «Формирование творческой личности посредством мультимедийных технологий в дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах
В процессе развития творческих способностей дошкольников мультимедийная методик имеет ряд своих преимуществ.
Рассмотримнекоторые из них по порядку.
Во-первых, с помощью электронной наглядности, можно заметно повыситьдетский интерес к творческой работе. Сочетание вербальной и наглядно-чувственной информации способствует мотивации обучающихся. Радость, скоторой воспринимается мультимедиа, как сильная эмоция, побуждает кдействию и облегчает его выполнение [1, 204]. При таких обстоятельствахпосредством мультимедийной технологии формируется один из самых важныхкомпонентов творчества.
Во-вторых, информационные технологии позволяют создать развивающуюмультимедийную игровую среду, а также множественные проблемныеобразовательные ситуации, которые гарантируют условия для улучшениякачества интеллектуального развития дошкольников. Данный показатель оченьважен. Американский психолог и педагог, известный исследователь творчестваЭлис Пол Торренс не раз подчеркивал, что именно интеллект служит основнойбазой креативности. По его мнению, человек с низким интеллектом никогда недобьется значительных творческих успехов [2, 240], удача сопутствует креативу-интеллектуалу – он адаптивный и самореализующийся. Известный русскийписатель Михаил Зощенко тоже придерживался подобной точки зрения исвязывал творческую активность с высоким уровнем интеллектуальногопотенциала, рефлексии и саморегуляции. Рецепт его творческого долголетия –точность, умение рационально планировать жизнедеятельность, порядок иорганизация [2, 180].
В-третьих, в силу того, что мультимедиа-продукты воздействуют сразу нанесколько органов чувств, дети при грамотном педагогическом руководстве входе интерактивного обучения получают массу позитивных впечатлений. Этосущественный факт в формировании одаренной личности, поскольку растущемуталанту новые впечатления также необходимы как еда, воздух или вода.
Впечатления подпитывают человека энергией - чем больше их, тем ярче иинтереснее становятся его творческие работы. История знает немало случаев,когда под воздействием увиденного, услышанного и пережитого создавалисьвыдающиеся шедевры. К примеру, знаменитые «Картинки с выставки» МодестаМусоргского написаны после посещения им выставки своего друга ВиктораГартмана, «грибные симфонии» чешского композитора Вацлава Ханекавдохновлены лесными прогулками среди грибниц, в основу известных детскихкниг Алана Милна о Винни-Пухе легли впечатления автора от домашнихспектаклей с плюшевыми игрушками и т. д.
К выше изложенному можно добавить следующее. Информационнаяемкость мультимедийного компьютера делает его похожим на большуюбиблиотеку, музей или лабораторию. С мультимедийного экрана дошкольникивидят окружающий мир во всем его разнообразии. Одновременно онизнакомятся с известными людьми и их творческой деятельностью. При этом укреативных детей наблюдается тенденция к выбору положительного образца дляподражания (авторитет выбирается ими среди тех, чьи творческие успехиочевидны и отмечены общественностью).
Подражание здесь нельзя рассматривать как отрицательное явление,поскольку абсолютно творческой самобытности не существует и не может быть.
Человеку всегда необходим кто-то, кто направит его на путь самовыражения.
Подражание возводит индивида на последнюю ступеньку развитиясоциокультурной среды, оттолкнувшись от которой, он сможет шагнуть дальше[2, 234]. Поэтому педагоги только поощряют подобное.
От подражания-копирования дети переходят к творческому подражанию.
Здесь происходит первичная идентификация с личностью образца, при которой с повышением уровня освоенности деятельности и снижением числаподражательных действий развивается подражательная творческая активность. На следующем этапе происходит освобождение от отработаннойиндентификации с личностью образца и переход к собственно-творческой фазе.
И в конечном итоге личность обретает независимость мышления и выходит напуть самостоятельного творчества.
Подводя итог, скажем, что мультимедийные образовательные технологииявляются хорошим подспорьем педагогам для работы с талантливыми детьми.
Они отрывают следующие возможности:
- увеличить спектр детских эмоций, чувств и переживаний;
- развить богатое детское воображение и фантазию, крепкую память,
репродуктивное и продуктивное мышление, творческую активность;
- собирать и объединять большие объемы информации, повышать
эффективность восприятия информации;
- воспитать информационную культуру личности дошкольника;
- создать условия для лучшего и глубокого понимания изучаемого
материала;
- найти оригинальный подход к заданиям творческого характера,
способность принимать нестандартные решения творческих задач;
- повысить творческий потенциал личности.
Мультимедийные технологии успешно используются для формированияосновных элементов повышения уровня творческих способностейдошкольников : мотивации, интеллекта, вдохновения, творческого подражания,творческой независимости.
Список литературы
1. Вилюнас В. Психология эмоций [Текст]/ В. Вилюнас. – Санкт-Петербург:Питер, 2008 – 496 с.
2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст]/ В. Н. Дружинин. - Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2000 – 368 с.
3. Жук Ю. А. Мультимедийные технологии [Электронный ресурс] : учеб. пособие: самост. учеб. электрон. изд. / Ю. А. Жук; Сыкт. лесн. ин-т. –Электрон. дан. – Сыктывкар: СЛИ, 2012 - с. 11 Режим доступа: