Приложение МААМ

Формирование творческой личности дошкольника посредством классической музыки

Светлана Григорова
Формирование творческой личности дошкольника посредством классической музыки
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодня всё чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру, о воспитании в ребенке способности ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры. Но в реальной жизни – в детском саду и в семье дети не в полной мере знакомятся с настоящей классической музыкой.

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современная музыка часто оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, подсознательно разрушает его душу, интеллект, личность.

Публикация «Формирование творческой личности дошкольника посредством классической музыки» размещена в разделах

Многие педагоги признают незаменимое влияние музыкальногоискусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты.

По слушанию музыки в детском саду предусмотрен узкий круг классических произведений, преимущественно это произведения русских и советских композиторов (П. И. Чайковский, М. И. Глинка, Д. Кабалевский и др.)

Мало какие семьи дома слушают классическую музыку, как правило дети слушают лишь современную, эстрадную музыку. Вот почему уже в дошкольном возрасте детей необходимо приобщать к шедеврам музыкального искусства. Давая слушать детям классическую музыку мы формируем основы музыкальной культуры. Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

Дошкольный возраст очень важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической музыкой, тем более успешным станет его общее развитие нравственно-эстетическое развитие.

Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Слушая классическую музыку ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.

Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.

Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка помогает формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной и эстетической культуры ребенка – актуальная задача сегодняшнего дня.

Из всего выше сказанного следует, что классическая музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности. Поэтому необходимо давать слушать классическую музыку не только на музыкальных занятиях, но и во время других видов деятельности ребенка.

Давая слушать детям музыку, необходимо помнить, что дети могут внимательно слушать музыку в течение небольшого отрезка времени, поэтому на слушание необходимо отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. Очень важно соблюдать чувство меры. Многие зарубежные и советские композиторы-классики сочиняли музыку специально для детей. В своей работе с детьми я использую музыкальные пьесы для детей таких композиторов как Чайковский, Гречанинов, Шуман, Майкапар, Шостакович, Кабалевский, Прокофьев.

Кроме этого О. П. Радынова рекомендует слушать классические произведения разного времени – старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки и других композиторов – классиков, тем самым формировать у детей эталоны красоты.

Хочу привести слова великого советского музыканта и педагога Д. Б. Кабалевского: «Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребёнка».

Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребёнка, но и направляет его на добрые поступки, или, как говорил Д. Кабалевский, «прекрасное пробуждает доброе».

Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И во многом этому помогает музыка. И классическая музыка в частности.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста я поставила

Цель: формирование начал музыкально-художественного вкуса и культуры дошкольников. Формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания и исполнения классической музыки.

Задачи:

• развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность.

• побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности

• познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах

• создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки.

Знакомство с классической музыкойпроисходило в несколько этапов :

Первый этап - это знакомство с музыкальными инструментами, их названиями и звучанием.

Чтобы почувствовать произведение, «войти в него»,нужно вслушаться в музыку, услышать каждый инструмент в оркестре. Знакомила детей с музыкальными инструментами на занятиях, на развлечениях. Традиционным стала у нас игра «Музыкальное лото». Варианты этой игры различны. Здесь и узнавание инструментов по картинке, по звучанию, прохлопывание ритма названия инструмента и определение материала, из которого сделан инструмент. Игра была принята к использованию на Экспертном совете Московского района.

Итак, знакомство с музыкальными инструментами состоялось. Что же дальше?

Второй этап – знакомство с классической музыкой.

Встреча с музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Поэтому при подготовке мероприятий стараюсь так строить беседу, подбирать музыкальный материал, чтобы он был доступен, интересен детям, выбираю самые яркие музыкальные произведения. Какие же мероприятия у нас проводились?

Это досуг «Детям о Чайковском». Сколько здесь прозвучало прекрасной, выразительной музыки! Дошкольники знакомились с пьесами из «Детского альбома».В нём много близких и понятных им картинок и образов. С увлечением слушали ребята новые для них, внепрограммные произведения «Баба Яга», «Игра в лошадки». Дети исполняли под звуки «Неаполитанской песенки» танец – импровизацию с бубном. Пьеса оставила такие яркие впечатления, что стала любимой у детей. Очаровали детей также «Танец Феи Драже» и «Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского. После досуга дети увлечённо передавали свои впечатления в рисунках. Уверена, что тот музыкальный вечер запомнился.

Дети были очень внимательны: музыка их буквально захватила. Дети увлечённо обменивались впечатлениями, отразили их в рисунках. Активны были самые робкие. У каждого появился свой любимый музыкальный отрывок. Изменился и характер оценки произведения. Если раньше оценка сводилась лишь к тому, понравилась музыка или нет, то теперь ребята стали сами искать объяснение своему отношению, чаще говорить о выразительных средствах музыки. Богаче стал словарь детей.

Я говорила о сочетании видов искусств. Примером такой работы являются интегрированные занятия. Чаще их провидит воспитатель, но всегда- в контакте с музыкальным руководителем. Умение слушать, чувствовать мелодию помогает ребятам раскрыть тему в рисунке. Работы получаются разнообразные, выразительные, созвучные музыкальному произведению. В такой форме были проведены занятия, закрепляющие знания детей по теме.

Познакомила детей с балетом Чайковского «Спящая красавица». Несмотря на то, что «Спящая красавица» — французская сказка, музыка ее, по стихийной эмоциональности и проникновенной лиричности, глубоко русская. Ее отличает одухотворенность, светлая романтика, ясность и праздничность. В основу музыки легло противопоставление и симфоническое развитие тем Сирени и Карабос как антитезы Добра и Зла. Большой вальс I акта — один из ярчайших номеров балета. Знаменитая музыкальная Панорама II акта иллюстрирует путь волшебной ладьи. Музыкальный антракт, соединяющий первую и вторую картины II акта, — соло скрипки, интонирующей прекрасные мелодии любви и грез. Нежному звучанию скрипки отвечают гобой и английский рожок. Дошкольники впервые услышали их звучание.

И, наконец, ещё один – третий – этап на пути знакомство с классикой -классическая музыка на праздничном утреннике -музыка органично «вошла» в сценарий, подчеркнула характер персонажа, даже подсказала движения. Спящей красавицей у нас сталаФормирование Весна, которую пробуждали ото сна. За основу была взята сказка Перро и частично музыка из балета, в частности лейтмотивы героев. У каждого ребенка была своя, пусть и небольшая роль. Большую помощь в формировании образов оказали родители воспитанников, они заинтересовались сказкой и каждый для своего ребенка подготовил костюмы или атрибуты, помогающие раскрыть характер персонажа. Музыка Чайковского помогла нам выразить ярче и богаче характеры персонажей, помогла донести идею торжества добра в наш мир.

От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством, классической музыкой.

В дальнейшей работе я планирую продолжать знакомство детей с классической музыкой, с более сложной музыкой. В мои планы входит создание фонотеки классических произведений, которыми могли бы пользоваться как воспитатели на

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Фотоотчет о развлечении к Международному Дню классической музыки «Карнавал животных»Фотоотчет о развлечении к Международному Дню классической музыки «Карнавал животных» В нашем детском саду в конце октября прошло развлечение в подготовительных группах, посвященное Дню классической музыки. Дети познакомились.

Фотоотчёт драматизации сказки Аксакова «Аленький цветочек» с использованием классической музыкиФотоотчёт драматизации сказки Аксакова «Аленький цветочек» с использованием классической музыки В рамках проведения "Книжкиной недели" дети подготовительной к школе группы разучили и показали музыкальную сказку "Аленький цветочек".

Необычный концерт классической музыки для дошкольников (с видеофрагментами)Необычный концерт классической музыки для дошкольников (с видеофрагментами) Хочу рассказать вам о великолепном концерте, который вчера дал Симфонический оркестр Колледжа им. Гнесиных Г. для детей дошкольного возраста.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыкиВоспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки Недавно мы приглашали в сад артистов Самарской консерватории. К нам приезжали три солистки. Две играли на скрипке и одна на фортепьяно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование творческой личности дошкольника посредством классической музыки
Опубликовано: 20 июля 2020 в 08:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование творческой личности дошкольника посредством классической музыки» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Григорова (УИ 2370804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД