Татьяна Логунова
Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста через кружковую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.
Публикация «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста через кружковую деятельность» размещена в разделах
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Именно сейчас, в век научно – технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях.
Л. Н. Галигузова трактует понятие «детское творчество» как форму активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Работы современных и зарубежных специалистов (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) повествуют о том, что творческая деятельность может выполнять терапевтическую функцию, отвлекая подрастающее поколение от грустных, негативных событий, обид, а также снимает нервное напряжение, страхи, стрессы и вызывает радостное, хорошее настроение, и обеспечивает положительное эмоциональное состояние детей. Согласно теории Л. С. Выготского, сущность развития ребенка состоит в его поэтапном погружении в систему человеческой культуры в различных видах деятельности, а также через развитие возможности видеть окружающий мир и взаимодействовать с ним при помощи существующих способов[1].
Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном и общественном». Л. С. Выготский понимал под понятием «творчество или творческая деятельность» то, что является всякой практической или теоретической деятельностью индивидуума, в которой появляются новые (как минимум, для субъекта данной деятельности) результаты (знания, навыки, решения, способы действия, материальные вещи)[2].
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого раннего возраста. В дошкольных учреждениях с целью обучения детей традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности. В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Период от 3-до 7 лет принято называть периодом дошкольного детства. Он связан с изменением условий развития ребенка, его взаимоотношений со взрослыми. Изменяются отношения и со сверстниками. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. В этом же возрасте ребенок овладевает и техникой рисования, лепки, конструирования, аппликации. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
При организации работы различных кружков, создается благоприятная среда для общего развития ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала. Постепенно, в процессе активного участия в различных видах деятельности, у ребенка закрепляется интерес к ним и желание ими заниматься. Наблюдения за детьми показывают, что к 5 годам у детей начинает проявляться интерес именно к той деятельности, в которой он наиболее успешен. Главное на этом этапе – поддерживать ребенка, помочь ему определиться.
Дети занимаются 1 раз в неделю во второй половине дня. Результаты деятельности детей выражаются в оформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, в проведении отчетных концертов.
По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии (Д. Гильфорда, Е. Торренса, Е. Богоявленской и др., именно период от рождения ребёнка
до 6 лет имеет решающее значение для его будущей жизни. Считая, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти [48].
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”. Еще одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия тестопластике тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Задачи программы:
Обучающие:
– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями;
– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.
Развивающие:
– развивать мелкую моторику рук;
– развивать речь;
– расширять словарный запас;
– расширять кругозор;
– развивать наблюдательность;
– развивать эстетический вкус;
– развивать образное и логическое мышление;
– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Технические:
– развивать координацию движения рук;
– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;
– использовать в работе различные способы лепки : пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.
Социальные:
– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Ожидаемые результаты обучения:
должны знать:
-историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
– инструменты и приспособления для лепки;
– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
– правила оборудования рабочего места;
– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
– понятие теплого и холодного цвета;
должны уметь:
– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
– соблюдать технику безопасности;
– оценивать свою работу и работы своих товарищей;
– работать в коллективе.
Занятия тестопластикой проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25-30 минут. Число участников в группе до 10 человек.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕСТОПЛАСТИКОЙ:
• Правила формулируются в процессе совместного обсуждения с детьми таких вопросов:
• Для чего мы здесь собрались?
• Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?
• Когда рождается самая волшебная красивая картина? (в тишине)
• Чтобы получилось задуманное, с каким чувством нужно лепить (приклеивать, украшать и т. д.? (с любовью, вниманием)
ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
• Развивающую – развитие всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
1. Последовательное знакомство с различными видами лепки:
Конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2. Словесный метод:
беседа, рассказ;
объяснение, пояснение;
вопросы;
словесная инструкция;
3. Наглядный:
рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
показ выполнения работы (частичный, полностью);
4. Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей :
математикой;
развитием речи;
художественной литературой.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой
«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»
Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.
Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, ис торию.
Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.
Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.
На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое!
Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как ра бота закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры труда
Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
(практические советы и рекомендации)
Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии, если удастся правильно вымесить тесто.
Рецепт теста. Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо вымесите. Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь.
Хранение теста. На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.
Окрашивание теста и готовых поделок.
Окрашивание теста при замешивании. После того как мука смешана с солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в каждую добавить подкрашенную воду. Окрашивая разными цветами порции смеси, мы получаем различную окраску соленого теста. Можно в качестве красителя использовать пищевую краску, гуашь или акварель. После замеса тесто следует разложить в полиэтиленовые пакеты или пластиковые емкости по цветам.
Окрашивание поделок после того, как они высохли. После полного высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя гуашевые, акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью. Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое — цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть акриловым лаком.
Особенности лепки. Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т. д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали прима зывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из тру бочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т. д.
Вылепленное изделие сушится в духовке при низкой температуре и с открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала поделку выдерживают 1-2 дня на воздухе, затем досушивают в духовке).
Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров изделия. Для сушки толстых изделий требуется несколько часов, другие изделия могут быть готовы после недолгого периода запекания.
Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с одной-двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый золотистый оттенок.
Хранение и рестоврация готовых поделок. Поделки из соленого теста следует хранить в сухом месте, иначе они напитаются влагой и раскрошатся. Обращаться с ними нужно осторожно. Однако, если какой-то элемент отломается, его можно приклеить клеем ПВА. Если по изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми кусочками теста.
Уход за поделками из соленого теста. Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого теста можно время от времени просушивать в духовке.
Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:
доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
салфетки - бумажные и тканевые;
различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи; инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;
печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т. д. ;
формочки для кексов, формочки для игр с песком;
трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т. д.);
бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т. д.);
пуговицы, бисер, блестки, фольга и др. ;клей ПВА; кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.
Сделать кусты или волосы для фигурки из теста можно, пропустив тесто через дуршлаг или чесноковыжималку. Лопаточка для жаренья рыбы очень удобна для переноса фигурок без повреждений или перекладывания фигурок с противня. Лопаточкой можно наносить рисунок на поверхность теста. Линейкой удобно делит тесто на части. Ножницы нужны для того, чтобы обозначить иголки ежа или сделать фигурке рот и т. д.
Список литературы
1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений - М. : Издательский центр «Академия», 1997.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. (М. Просвещение. 1991)
3. Корчинова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. Ростов - на - Дону «Феникс» - 2002.
4. Телегина И. С. Формирование композиционных умений в сюжетном рисовании старших дошкольников //Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2010. - №1.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2013.
Литература Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155 Веракса Н. Е. ФГОС Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет). – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. – М., 2002. – 288 с. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997. – 96 с. Гербова В. В. ФГОС. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Средняя группа (4-5 лет). – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 160 с. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников : Конспекты занятий. – М. : Сфера, 2007. – 192 с. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : КАРАПУЗ, 2015. – 144 с. Лыкова И. А., Максимова Е. В. Коллаж из бумаги. Детский дизайн. - М. : КАРАПУЗ, 2015. – 144 с.
Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М. : Мозаика – Синтез, 2005.
Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М. :ТЦ «Сфера», 2000.
Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. Б. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с. : ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Глебова И. Ю., Тупичкина Е. А. Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки. // Практика организации предшкольного образования на всех ступенях образования: сборник научных статей.
Е. А., Глебова И. Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с. 107.