Ольга Мокеева
Формирование трудовых навыков в процессе режимных моментов с детьми 6-го года с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
Публикация «Формирование трудовых навыков в процессе режимных моментов с детьми 6-го года с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Режимные моменты в детском саду
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
При успешном освоении программы к концу средней группы у ребенка сформированы умения и навыки необходимые для осуществления различных видов деятельности :
- самостоятельно одевается и раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;
- самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой;
- самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.
Но у детей с тяжелыми речевыми нарушениями эти навыки часто не только находятся в процессе формирования, но и полностью отсутствуют
Для детей 6-го года жизни доступны след виды труда:
- самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
- хозяйственно-бытовой труд (уборка игрушек в групповой комнате, участка);
- труд в природе (в уголке природы, цветнике, на огороде, в саду).
На 6-м году жизни ребенок с ТНР уже может ставить перед собой отдельные реальные цели и добиваться их, но у него еще отсутствуют навыки планирования своей работы.
При планировании воспитательно-образовательной работы для организации трудовой деятельности мы соблюдаем следующие условия:
учитываем:
- значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка;
- физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка;
- в утренние часы, во время приема детей включаем их в общий ритм жизни детского сада, создавая жизнерадостное, бодрое настроение;
Это время благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями;
- что, труд во второй половине дня должен быть содержательным и включать различные виды труда, совместного и индивидуального;
-обеспечиваем четкий и грамотный показ детям приемов работы.
В работе с воспитанниками мы используем разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них
• Наглядные (живые образы, к которым относятся:
экскурсии
наблюдения
дидактические пособия
рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
просмотр видеозаписей
• Словесные, которые включают:
художественное слово
рассказ воспитателя
беседы
малые фольклорные формы
проблемные ситуации
высказывания и сообщения
• Практические – это:
трудовые поручения
обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
игровые обучающие ситуации
сюжетно-ролевые игры
• Игровые, к которым относятся:
дидактические игры
игровые упражнения
игры с правилами
словесные игры
игры-воображения
игры-шутки
сюжетно-ролевые игры
сюрпризные моменты
Все методы и приемы успешно используются при любых формах трудовой деятельности – будь то дежурства, поручения или коллективный труд.
Реализуя основную образовательную программу, мы выделяем cследующую связь с другими образовательными областями.
Социально-коммуникативное развитие формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей
формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности
Художественно-эстетическое развитие (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области в трудовой деятельности
использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания трудовой деятельности
Речевое развитие развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых
использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей
Физическое развитие развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда
Накопление опыта двигательной активности, формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Дети эмоционально откликаются на художественное слово. Часто чтение художественной литературы имеет мотивационный характер, т. е. ребенку очень хочется походить на положительного героя произведения и обиден даже намек на схожее поведение отрицательного героя. Такие произведения как «Мойдодыр», «Федорино горе», стихотворения А. Барто и др. классиков вызывают положительный настрой на свершение трудовых подвигов.
Художественное слово присутствует в течение всего дня и дети любят повторять знакомые четверостишья :
Если девочка опрятна, на нее смотреть приятно.
Если мальчик аккуратный, будет он всегда опрятный.
При знакомстве малышей с трудом взрослых чтение художественной литературы выступает одним из важных методов. Такие произведения как
При выполнении поручений дети получают информацию не только об орудиях труда, но и о правилах безопасной работы с ними. Прежде чем предложить ребенку орудие труда мы обязательно знакомим с правилами пользования ими,н-р:
• Брать ножницы только с закругленными концами.
• Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями.
• Передавать и переносить ножницы только колечками вперед и сомкнутыми лезвиями.
Правила могут быть оформлены наглядно.
Или читаем стихотворение, тогда правила по работе с ножницами забыть будет трудно.
Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать!
В своей работе опираемся на следующие учебно- методические комплексы:
Трудовое воспитание в детском саду. Под редакцией Комаровой, Куцаковой, Павловой, Воспитание дошкольников в труде под редакцией В. Г. Нечаевой, Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы, Комаровой, Васильевой, Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Под ред. Куцаковой Людмилы Викторовны.
Следуя методическим рекомендациям при организации трудовой деятельности, мы распределили детей на подгруппы, учитывая их склонности, симпатии, уровень навыков и умений. Всего получилось 5 подгрупп. Каждая подгруппа состоит из 5 человек.
В первой половине года дети дежурят по столовой всей подгруппой.
Усложнение идет за счет увеличения объема работы (полная сервировка стола).
На перспективу мы ставим следующие задачи: в связи с приобретённым опытом, во второй половине года будем обучать дежурству по подготовке материалов к НОД, поэтому часть подгруппы будет дежурить по столовой, часть по подготовке материала к занятиям. На следующей неделе вид труда для дежурных меняется и т. д.
Работа по привитию детям навыков по самообслуживанию в процессе игровой и трудовой деятельности (убрать на место игрушки, подготовить к занятиям свое рабочее место и убрать его и пр.) планируется нами в игровой деятельности, в поручениях.
Планирование работы с подгруппой детей не означает, что со всеми детьми, входящими в нее, должна всякий раз проводиться работа по развитию навыков и умений. Она осуществляется, прежде всего, с теми детьми, у которых навыки не сформированы или недостаточно развиты. Н-р, если двое детей в подгруппе научились быстро раздеваться и соблюдать порядок в шкафах, значит мы только контролируем сохранение этих навыков и поддерживаем интерес к самообслуживанию.
Решая воспитательно-образовательные задачи мы можем каждому ребенку из подгруппы дать индивидуальное поручение. А если есть необходимость в углубленной работе, требующей усилий и время то работа идет со всей подгруппой.
Работа с каждой подгруппой проводиться в месяц:
- самообслуживание в процессе одевания и раздевания – 2 раза;
- самообслуживание в процессе умывания – 2 раза;
- поручения, связанные с трудом в природе – 2 раза;
- поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом - 2 раза;
- ознакомление с трудом взрослых - 4 раза (со всеми детьми);
- совместный труд детей и взрослых, ручной труд – 2 раза.
Предлагаем примерную циклограмму планирования воспитательно -образовательной работы организации трудовой деятельности на неделю.
Задача, которую мы ставим – тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого ребенка, что его труд необходим. Важно, чтобы дети познали радость совместного труда, почувствовали его необходимость.
Целью нашей работы по формированию трудовых навыков является показ взаимосвязи разных видов деятельности через взаимосвязь образовательных областей, т. к. трудовое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребенка. Мы считаем, что такая система работы является успешной для достижения результатов и наиболее эффективна при планировании воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.