Зоя Бровкина
Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Титульный лист.
В нашем обществе недостаточно сформирована культура поведения, навыки общения и проявления доброго отношения сверстников к детям с ОВЗ.
2 слайд.
Для реализации данного проекта была сформулирована цель. И в соответствии с целью были сформулированы задачи, позволяющие достигнуть эту цель.
В проекте принимали участие дети дошкольного возраста 3-4 лет, ребенок с ОВЗ, родители, педагоги, специалисты ДОУ.
3 слайд.
Одной из важных задач государственной политики является обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование.
Публикация «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Чтобы ребенок с ОВЗ успешно адаптировался в инклюзивной образовательной среде школы, он должен сначала адаптироваться в инклюзивной образовательной среде детского сада. Именно в детском саду нормативно развивающиеся дети и дети с ОВЗ получают первый опыт совместной деятельности, где они реализуют потребность в сотрудничестве со сверстниками.
Мы знаем, что достаточно большое количество детей дошкольного возраста по различным причинам не посещают детские сады и не находятся в среде своих сверстников, а, следовательно, у них нет возможности получить этот опыт. И это в дальнейшем может сказаться на их школьной адаптации.
Поэтому я считаю, эта проблема актуальна в нашем обществе.
4 слайд
Что же такое «толерантность»?
Толерантность, терпимость, терпение, терпеливость, принятие.
Дошкольный возраст является наиболее синзетивным для начала формирования толерантности у детей, так как именно в этот период начинает развиваться интерес к сфере социальных отношений, освоению культурных норм и правил поведения.
У детей появляется потребность в сотрудничестве со сверстниками, появляется готовность к взаимопомощи и сочувствию.
Конечно, формирование толерантности по отношению к людям с ОВЗ является длительным процессом и, начинаясь в дошкольном возрасте, продолжается на протяжении всего личностного становления человека.
5 слайд
Работу с детьми я начала с диагностики развития толерантности у детей дошкольного возраста, которая включает в себя изучение эмоционально – личностной сферы. Для этого я использовала методику А. С. Сиротюк
По результатам мониторинга были сформулированы выводы, что не все дети имеют представление о детях с ограниченными возможностями здоровья, они мало знают как себя вести в обществе таких детей, и как взаимодействовать с ними. (Пояснения по диагностике) (ОЧКИ, СЛУХОВОЙ АППАРАТ)
6 слайд
Совместно с педагогами в группе были запланированы и проведены различные мероприятия как в детском саду, так и дома, участниками которых были ребенок с ОВЗ, дети группы, которую он посещает, родители.
Хочу добавить, что успешность работы в большей степени зависит от воспитателей. Дети относятся к ребенку через призму отношения к нему педагога. И конечно, основная работа проводится ежедневно в группе. Воспитатели проводили с детьми беседы, вспомнили стихотворение Агнии Барто. (УРОНИЛИ МИШКУ НА ПОЛ)
7 слайд
Для ребенка была разработана адаптированная программа, по которой работают воспитатели, и коррекционно-развивающая программа для индивидуальных занятий, которые я провожу.
Девочка принимала участие во всех мероприятиях группы и детского сада. За участие в конкурсе рисунков получила Диплом. Хочется отметить, что у этого ребенка очень высокая мотивация. Она с удовольствием занимается и в группе, и на индивидуальных занятиях.
Девочка-борец! Бывает, что что-то не получается, слезы в глазах, но делает.
8 слайд
Дети группы принимали активное участие в различных развлекательных мероприятиях группы и сада. Хочу отметить, что коллективные мероприятия очень сближают детей.
9 слайд
С детьми проводились мероприятия по формированию и развитию социально-коммуникативных навыков. Я использую программу социально-эмоционального развития детей от 3 до 6 лет «Я, ты, мы» авторов О. Князевой, Р. Стеркиной, которая предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми, на основе которых в дальнейшем и складываются формы общения.
В играх дети учатся распознавать эмоциональные состояния окружающих их людей. И применять позитивные поддерживающие приемы общения.
Например, после нового года дети приняли участие в развлекательном мероприятиии «Путешествие в волшебный лес».
10 слайд
Просмотр мультфильма «Про Диму» режиссера Ришата Гильметдинова
11 Слайд
Мамы с детьми приняли участие в игровом тренинге «Вместе с мамой». За основу я взяла программу Волобуевой «Веселая семейка». На этом тренинге родители овладевали практическими навыками взаимодействия с ребенком, применяли тактильные приемы. Все это способствовало эмоциональному контакту детей и родителей, их сближению.
12 слайд
Очень сближает детей и родителей совместная деятельность. Мамы вместе со своими детьми с удовольствием делали поделки. Даже если ребенок просто сидит рядом, подает клей, прижимает деталь, он уже участник процесса.
13 слайд
Родители стали активнее принимать участие в оформлении группы к праздникам. Творчески подходить к выполнению работ (н-р, оформляя выставку к дню матери, используя различные материалы и технику, родители изобразили каждый своего ребенка, к утреннику украсили шляпки девочкам).
14 слайд
С родителями также проводились мероприятия: консультации, беседы, практический семинар, посвященный теме общения родителей с детьми.
15 слайд
В результате проведенных мероприятий у детей начала формироваться система ценностей и представлений о человеке. Это заметили и родители.
Очень приятно было наблюдать, как дети стали внимательно относиться к девочке. Мальчишки стали спорить, кто поможет надеть куртку, кто принесет стул. Практически со стороны не было заметно, что ребенок чем-то отличается от других детей.
Слайд 16
Немаловажное значение в реализации проекта имеет простанственно-развивающая среда. Это и групповая комната, и кабинет педагога-психолога, и музыкальный зал, где проводились данные мероприятия.
Также проводилась работа с родителями детей с ОВЗ в рамках консультационного центра.
Слайд 17
Хочу добавить, что эта работа продолжается и сейчас.
Программа социально-коммуникативного развития детей «Я, ты, мы» авторов Стеркиной, Князевой, по которой я работаю, предполагает обучение детей способам поведения в отношениях с другими людьми, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
Более подробное изложение данной темы вы можете прочитать в печатном издании журнала «Образовательный альманах» № 44- 01.2021
Слайд 18
СПАСИБО!