Ольга Цуканова
Формирование связной речи в совместной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связность, считал Л. С. Рубенштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя».
Следовательно, основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.
Темочки:
Связная речь Выполняет важнейшие социальные функции – являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.
Функция связной речи осуществляется в двух направлениях: монолог и диалог.
Типы монологов:
• Описание (характеристика предмета)
• Повествование (связный рассказ о каких-либо событиях)
• Пересказ (осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи)
• Рассказ (самостоятельное развернутое изложение определенного содержания).
ДИАЛОГ: Умение общаться в паре, в группе 3-5 человек, в коллективе, Умение общаться в совместных действиях, обсуждения определенной темы, достижение результатов и их обсуждение.
Совместная деятельность по развитию связной речи :
Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам
Составление предложений по трем картинкам, связанным тематически
Пересказ текста (знакомой сказки или короткого текста)
Составление рассказа по картине или серии сюжетных картин (можно подобрать по теме недели, сезону, празднику и т. д.)
Дидактические игры:
• Игры с предметами (Используются игрушки или реальные предметы «Кукла Катя обедает»)
• Сюжетно-дидактические игры (дети выполняют определенные роли продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в играх «Пекарня»)
• Игры-инсценировки (помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях, о нормах поведения).
• Словесные игры
- игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений «Отгадай-ка», «да-нет»;
- игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения «Похож-не похож», «Кто больше заметит небылиц»
- игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам «кому что нужно», «назови три предмета», «Назови одним словом»
- игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора «Испорченный телефон», «Летает-не летает»
Рекомендации для родителей.
Предложить родителям поиграть в игры дома, на прогулке
• Вспомни случай (выбрать событие, в котором недавно участвовали-гуляли по набережной, смотрели салют, встречали бабушку – по очереди рассказывать друг другу детали до тех пор, пока уже нельзя ничего вспомнить)
• Бюро путешествий (каждый день один и тот же маршрут. Придумайте новый. Новый вид транспорта, какие приключения. Путешествуя, делитесь впечатлениями)
• Мой репортаж (с ребенком побывали где-то вдвоем. Дайте ему возможность рассказать об этом, используя фото. Понаблюдать, что отложилось у него в памяти. Главное, если начнет фантазировать – не останавливать. Речь ребенка развивается, независимо от того правдивые или вымышленные события он рассказывает)
• Рассказы по картинкам (Подобрать картинки. Смешать и предложить составить сюжет. Использовать наводящие вопросы. Можно использовать просто открытку.)
• Чем закончилось (одним из способов развития связной речи может быть просмотр мультфильмов. Начните вместе смотреть и на самом интересном месте уйдите по важным делам. А потом предложите ребенку рассказать в подробностях).
Правила речи воспитателя
• Педагог должен придерживаться литературных форм произношения;
• Устранять в своей речи различные акценты, влияние местного говора, правильно ставить ударение в словах;
• Помнить о содержательности своей речи.
• Помнить о возрастной педагогической направленности речи