Татьяна Баженова
Конспект занятия по формированию связной речи по лексической теме «Посуда» у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование навыков связной речи (Cоставление распространенных предложений с использованием мнемотехники)
Задачи:
Образовательные:
— активизация словаря по лексической теме «Посуда»;
— формирование умения составлять распространенные предложения;
— употребление существительных в Р. п. ;
— упражнение в согласовании существительных с прилагательными в ед. ч в
— тренировать в умении составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану;
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект занятия по формированию связной речи по лексической теме „Посуда“ у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
— развивитие ВПФ (слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, мышление, связную речь);
— развитие пространственных представлений;
— развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные:
— воспитывать навык сотрудничества, умения работать в коллективе, желания помогать товарищам;
— воспитывать бережное отношение к вещам, любовь к порядку;
— воспитывать у детей культуру поведения.
Оборудование: ноутбук, видеособщение от Федоры, предметные картинки, мнемотаблица для слова «чашка», мнемодорожки, мнемосхема рифмовки, мнемосхемы к описательным рассказам; разрезные картинки в конвертах.
Предварительная работа: чтение сказки «Федорино горе», просмотр мультфильма «Федорино горе», беседа по содержанию сказки
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети входят в кабинет и останавливаются возле ноутбука.
— Здравствуйте, дети! Проходите!
Минуточку, я слышу звонок. Посмотрите на экран, кто это нам звонит?
«Видеосообщение от Федоры»
— Звука нет, связь пропадает. Кто это? Что у нее случилось? Почему она размахивает руками?
—Это бабушка Федора, у нее сбежала посуда!
II.Основная часть
1. Игра «Чего нет?»
На экране ноутбука появляется
изображение посуды. Затем педагог раздает детям картинки с посудой, на которых отсутствует какой-то предмет посуды.
Педагог: Ребята, посмотрите на экран. Вот фотография всей посуды Федоры. А теперь посмотрите на свои картинки и скажите, какая посуда сбежала от Федоры на вашей картинке.
Дети рассматривают свои картинки, сравнивают с эталоном на экране и составляют предложения.
— У меня на картинке нет кастрюли.
— У меня на картинке нет ложки и т. д.
2. Сообщение темы и задач занятия.
— Дети, сегодня нам нужно помочь бабушке Федоре отыскать ее посуду. Посмотрите на экран, тут посуда тоже исчезла, но остались цифры, посмотрите вокруг себя, в группе
группе есть такие же цифры. С какой цифры начнем поиски?
3. Упражнение на пространственное ориентирование.
1 этап. На доске предметные картинки посуды в три ряда и в три строки, один предмет располагается четко под другим.
— Аня, назови предмет, который находится справа от чашки.
— Справа от чашки находится тарелка
— Таисия, что находится под кастрюлей?
— Под кастрюлей находится ложка.
— Тая, назови предмет, который находится под самоваром. И. т. д.
Названные предметы убираются. Остается самовар.
—Молодцы, ребята! Мы смогли вернуть Федоре самовар!
Этап 2. Работа с мнемотаблицей
мнемотаблицей на слово «Чашка».
Мнемотаблица вывешивается на доску. Педагог: Ребята, посмотрите на таблицу. В центре таблицы мы видим чашку. Давайте составим предложения о чашке и вернем её Федоре.
Педагог работает указкой по схеме, помогая детям сориентироваться, что нужно говорить о чашке. Педагог: Итак, ребята. Первое предложение нужно составить со словами «чашка-стол». (далее с остальными предметами в таблице) 1. Чашку ставят на стол. 2. В чашку наливают воду/ чай из чайника. 3. Из чашки пьют чай. 4. На чашке рисуют цветы. 5. Чашки бывает разного цвета. 6. Ч – первая буква в слове «чашка».7. Чашку ставят на блюдце. 8. На чашке рисуют листочки. Для заваривания собирают и сушат листики чая. - Все молодцы! Мы справились с заданием и вернули Федоре чашку.
Этап 3. Составление предложений по мнемодорожкам.
На доску вывешиваются мнемодорожки, по которым дети составляют предложения. Педагог работает указкой по мнемодорожке. Педагог: Ребята, давайте расскажем, какая посуда убежала от Федоры. Будем составлять предложения по схеме. Посмотрите на свои схемы,кого вы видете в первом окошке?
Д: Бабушка Федора!
— Правильно. Как вы думаете с каких слов мы начнем свои предложения?
Д: От Федоры…
— Верно! Свои предложения вы начнете со слов «От Федоры». Вторая картинка «стрелка» показывает, что посуда убежала, поэтому продолжаем предложение так «От Федоры убежала». Третья картинка указывает цвет посуды. «От Федоры убежала (какая) голубая (что) кружка.» Вот мы все вместе составили предложение. А теперь, попробуйте сами. Д: - От Федоры убежал красный чайник. И т. д. - К Федоре вернулась красная тарелка. Педагог: Какие же вы молодцы! Вы помогли Федоре вернуть тарелку.
Этап 4 Заучивание рифмовки «В руки мы картинки взяли».На доске мнемосхема рифмовки. Педагог: Ребята, давайте позовем остальную посуду? Расскажем стишок про посуду. Послушайте (читает) :В руки мы картинки взяли,И посуду мы назвали :Чайник, чашка, блюдце, вилка,Миска, ложка, нож, бутылка.
Педагог: чтобы стишок повторить нам легко, давайте пользоваться схемой. Следите за указкой и запоминайте строки вместе со мной. Педагог еще разстишок, работая указкой. Затем стишок повторяется по строкам вместе с детьми (с указкой). Дети: сами по схеме повторяют рифмовку.
— Вы такие молодцы, хорошо стихи рассказываете, вот и вернулся к Федоре чайник, смотрите!
Этап 5 Игра «Склей разбитую посуду».Дети получают конверты с разрезанными на 6 частей картинками с изображением посуды. Один ребенок собирает картинку «ложка» у доски. Педагог: Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы собрали. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда и какой на ней узор. Мира: - Я собрала голубую чашку с кружочками. Аня: Я собрала синюю кастрюлю с квадратами.
Вова: Я собрал серый чайник с треугольниками
Соня: Я собрала черную сковороду с ромбами и т. д.
Педагог: Посмотрите читает стишок,
Посмотрите на экран ноутбука, мы помогли Федоре вернуть ложку.
Этап 6 Составление описательного рассказа о посудеПедагог : Не вернулась к Федоре лишь кастрюля. Но я знаю, как ее найти, надо дать объявление о том, что пропала кастрюля. Мы с вами сейчас опишем, как она выглядит, и тогда кто-нибудь обязательно найдет ее и вернет Федоре. Ребята, посмотрите на схему, по этой схеме надо описать кастрюлю.
На доску вывешивается схема описания кастрюли.
— Итак, начнем писать объявление: «Пропала (что) кастрюля. Кастрюля – это (что) посуда. Ребята, посмотрите на схему, о чем надо говорить?
—О цвете.
У нас нарисована разноцветная радуга, поэтому мы скажем, что: Ребенок: «Она бывает разного цвета
/разноцветная. Какого цвета была кастрюля Федоры? - О чем мы скажем потом?
— О форме.
Ребенок: «Кастрюля похожа на прямоугольник/круг».- О чем нужно сказать теперь?
— О величине.
Ребенок: «Она была большая».- А теперь мы скажем, из какого материала она сделана.
Ребенок: «Кастрюлю делают из железа».- Посмотрите, теперь надо сказать из каких деталей/частей она состоит.
Ребенок: «У кастрюли есть крышка, дно, стенки, ручки.»- И в заключение, мы скажем для чего нужна кастрюля.
Ребенок: «В ней можно варить суп».
Дети по очереди составляют рассказы по схеме.
Раздается звонок телефона (звонит Федора)
Педагог: «Какие вы молодцы. Не успели мы написать объявление, как уже добрые люди нашли кастрюлю и принесли её Федоре. Спасибо вам ребята, Федора очень довольна!
III. ИтогПедагог: «Мы справились с вами со всеми заданиями, помогли Федоре вернуть посуду. А чему мы сами научились на занятии?- Что понравилось больше всего?