Слотюк Оксана
Формирование субъектной позиции родителей в триаде «педагог-родитель-ребенок» в ДОУ в условиях самоизоляции
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование субъектной позиции в триаде педагог-родитель-ребенок» в условиях ДОУ в условиях самоизоляции"
Подготовила учитель-дефектолог
МДОУ- детский сад компенсирующего вида
Слотюк Оксана Анатольевна
«Ничего нет выше доброго воспитания детей: оно должно быть началом, серединой и концом всех родительских забот. Все блага этой земли обманчивы и случайны, а доброе воспитание есть постоянное, прочное…»
Плутарх
Публикация «Формирование субъектной позиции родителей в триаде „педагог-родитель-ребенок“ в ДОУ в условиях самоизоляции» размещена в разделах
«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса.»
В. А. Сухомлинский
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать большое человеческое счастье»
В. А. Сухомлинский
О значении активного включения родителей в развитие, воспитание и образование детей говорили и писали еще в давние времена многие ученые и известные педагоги.
В настоящее время в деятельности дошкольного образовательного учреждения направление работы с родителями расширяет спектр задач. Педагогии, психологи не только информируют родителей о жизни ребенка в детском саду, но и стремятся ввести взрослых членов семьи на новый уровень позиции осознанного родительства : они должны принимать активное участие в образовательном процессе ДОУ.
«…Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка…»
(Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ»).
Анализ как традиционных, так и новых практик, современной научно-практической и методической литературы, наш собственный опыт в направлении работы с родителями показал, что наиболее действенными являются активные формы вовлечения родителей в образовательный процесс, который предполагает не пассивно-зрительское, а непосредственное деятельностное участие их в образовательных событиях. Только в случае активного взаимодействия всех участников триады, возможен успех. То есть, разрабатывая новые формы взаимодействия ДОУ с семьей опираться следует на принципы деятельностного подхода.
Погружение в дистанционное обучение было экстремальным. Никто к нему не был готов. Дистанционное обучение сильно поменяло обычный характер работы педагогов и психологов ДОУ. В свою очередь, для родителей и детей такой формат стал стрессом. Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Особенно сложно было принять данную ситуацию родителям детей с ОВЗ. Педагог в таких условиях становится активным проводником между ребенком и родителем в освоении программного материала, а также другом и помощником, оказывая моральную поддержку. На первое место вышло общение с родителями. По сути, большая часть контроля, организации процесса обучения легла на плечи родителей, поскольку ребенок-дошкольник, а особенно ребенок с ОВЗ не имеет необходимых навыков самоорганизации, саморегуляции. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие хотя бы элементарной мотивации к получению знаний, умения самостоятельно организовать свою деятельность, игру. А как известно, у детей с ОВЗ (с ЗПР, интеллектуальной недостаточностью, с РАС, особенностями личностной сферы, нарушениями эмоционально-волевой сферы и т. д.) уровень сформированности произвольной регуляции и мотивационной сферы крайне низкий. Постоянно требуется находиться в непосредственном контакте, привлекая, стимулируя, ребенка к деятельности, оценивая его. В режиме онлайн вести такую работу крайне затруднительно.
В обычной жизни, дети и родители привыкли к определенному ритму и правилам. Их обычная деятельность, в основном, заключалась, в уходе и присмотре, т. к. у большинства родителей большая рабочая загруженность. Бывало, что советы и рекомендации специалистов оказывались не услышанными, либо, по некоторым причинам, не реализованными. Основную роль по обучению и развитию на себя брали сотрудники ДОУ. Теперь же родители столкнулись с совершенно иными незнакомыми задачами. «Как привлечь и удержать внимание ребенка», «Как объяснить простые, на первый взгляд, вещи», «Как встроить новые виды деятельности в свою обычную жизнь», «В какие игры играть, какие книжки читать» и т. д.
Самостоятельно с этими вопросами родители, оказалось, справится не готовы.
Министерством просвещения было опубликовано письмо с методическими рекомендациями по организации дистанционного образования от 19 марта 2020 года. Эти рекомендации адресованы всем уровням образования: начальному, основному, среднему, профессиональному, дополнительному образованию. Всем Т. к. дошкольное образование, на данный момент, является необязательным, то и рекомендации отсутствуют. Педагоги и психологи вынуждены определять способы подачи материала самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Педагоги, родители дошкольников, а особенно родители детей с ОВЗ оказались в новой, сложной ситуации. Предстоял сложный процесс выстраивания обучения в новом формате : online («быть на линии», offline («вне сети»). Предстояло преодолеть множество барьеров: подключить все ресурсы педагога, расширить собственные знания в области информационных технологий.
Трудности, возникшие при включении в дистанционное образование :
1. Недостаточная готовность родителей к сотрудничеству в формате дистанционного обучения:
- недостаточная самоорганизация (трудности в организации образовательного процесса дома, в правильном выстраивании режимных моментов (правильный сон, сбалансированное питание); своевременное переключение с одного вида деятельности на другой; обеспечение ребенка достаточной двигательной активностью);
-недостаточная просвещённость в области воспитания и развития ребенка (скудный набор развивающих игр, детской литературы, а порой и ее отсутствие);
-недостаточная техническая готовность родителей к включению в процесс дистанционного обучения (недостаточные материальные возможности);
-приоритет школьного образования (если в семье есть еще дети школьного возраста, то большее внимание уделяется именно им).
2. Трудности педагогов при переходе на дистанционное обучение:
-недостаточное владение педагога интернет-ресурсами;
-недостаточность обратной связи (выявление уровня усвоения программного материала педагогом у детей с ОВЗ в дистанционном формате ограничен);
-подача материала в режиме онлайн кратковременна ( ограничения по времени при пользовании компьютером: согласно СанПин для детей с ОВЗ 5-6 лет не более 10 минут, что не дает возможности предъявить материал в полном объеме.
3. Трудности ребенка при переходе на дистанционное обучение:
-выключение из обычного, привычного ритма жизни;
-недостаточность системности и последовательности при усвоении программного материала;
-снижение двигательной активности;
-торможение в развитии коммуникативных навыков;
Главным стало определение целей и задач:
Главные цели дистанционного обучения детей - предоставить ребенку возможности получить образование на дому.
Задачи:
- в кратчайшие сроки устранить собственные пробелы в области ИКТ
-определить интернет-ресурсы и мессенджеры для общения и рекомендаций (WhatsApp, сайт ДОУ, личные сайты педагогов, страничка вконтакте и т. д.
-консультативно-просветительская работа с родителями (сайт института коррекционной педагогики, института патологии речи, различные онлайн-площадки)
-включение в процесс коррекционно-развивающего развития, наряду с online обучением («быть в сети в данный момент», offline обучение («вне линии») ;
-продолжать осуществлять системную подачу программного материала, согласно календарно-тематическому планированию в новом формате;
-организовать регулярную обратную связь.
Можно просмотреть рост включаемости родителей в процесс дистанционного обучения, который показывает актуальность данного обучения в период самоизоляции. Как видно из диаграммы, включенность родителей в процесс дистанционного обучения к середине периода самоизоляции стал 90 % (на примере группы для детей с ЗПР).
Несмотря на то, что формат дистанционного обучения был для нас новым, нам удалось предоставить детям возможность продолжать обучение в период самоизоляции, установив тесный доверительный контакт между педагогами, детьми, родителями; реализовать программные задачи; организовать и провести множество различных проектов («Сидим дома и не грустим», «Космос», «Пасха», «День Победы», «До свидание детский сад» и флешмобов («Спасибо нашим медикам», «Ленточка Победы», «Будь здоров» и т. д. ,обогатить собственный опыт в области ИКТ и просто быть вместе.
В конце хотелось бы уточнить, что эффективное обучение дошкольников, а особенно, детей с ОВЗ, возможно только в очной форме. А обучение в дистанционном режиме служит, как дополнение к нему.
Литература:
1. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. М. : Академия, 2007. 240 с.
2. Черевач Г. Б. Сотрудничество детского сада и семьи по созданию условий для развития общих и специальных способностей детей дошкольного возраста. Томск : Изд-во ТГПУ, 2013. 28 с.
3. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. ( Составители: О. С. Богдагнов, В. З. Смаль). М. :Педагогика, 2001, т. 2, с. 87
4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 3, ч. 3, ст. 44) - Режим доступа: https://www.kremlin.ru