МААМ-картинки

Формирование словаря у детей с нарушением речи

Зарина Аликова
Формирование словаря у детей с нарушением речи

Формирование словаря у детей с нарушением речи.

В современном обществе проблема нарушений речи у детей становится все более актуальной. Одним из ключевых аспектов в работе с такими детьми является формирование и развитие их словаря. Эффективные методы и приемы, направленные на обогащение словаря у детей с нарушениями речи, играют важную роль в процессе коррекции и развития речи.

Словарный запас- один из составных элементов языкового развития детей. Усвоение лексики-важное условие умственного развития.

Усвоение лексики решает задачи накопления и уточнения представлений, формирования понятий и развития содержательного аспекта мышления.

Поскольку усвоение лексического значения основано на операциях анализа, синтеза и обобщения, то бедный словарный запас мешает аутентичному общению, что, в свою очередь, препятствует общему развитию ребенка, и наоборот, богатый словарный запас свидетельствует о хорошо развитой речи и является показателем высокого уровня умственного развития.

При задержке речевого развития важным фактором является раннее вмешательство. Так же, принципиально важно, чтобы методика коррекционной работы, особенно в случаях тяжелого недоразвития речи, была направлена на формирование фундамента или основы языковой системы. В основе коррекции должен лежать такой вид работы, который способствует формированию когнитивной сферы и семантических аспектов речи. Для этого необходимо, прежде всего, развивать у ребенка способность к речевому мышлению, которое является основой для процесса перехода от общего к конкретному и от конкретного к общему, для противопоставления языковых элементов признакам, формирующим смысл. Вся система практических занятий должна быть направлена на создание целостной системы, а не на запоминание отдельных языковых единиц. Подчеркнем, что вводимые языковые единицы не выбираются специалистами произвольно. Процесс дополнительного обучения должен опираться не только на имеющиеся у ребенка языковые средства, но и на контрастное представление новых единиц.

Глубокое недоразвитие языка вызывает серьезные проблемы не только в активной речи, но и в понимании разговорной речи. Если анализировать пассивный словарный запас детей с задержкой, то можно отметить, что он шире, чем активный.

Многие исследователи утверждают, что словарный запас детей должен быть подобран по тематическому принципу, который способствует усвоению и запоминанию, а повторение слов позволяет быстрее ввести их в активную речь.

Для повышения эффективности усвоения лексики рекомендуется вводить слова в практическую деятельность детей-лепку, рисование, ручной труд.

В целом,сопоставляя литературные данные о психофизиологических механизмах формирования словарного запаса у нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи, можно сказать, что процесс формирования словарного запаса у последних является сложным в силу дефектного формирования всей функциональной системы речи.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование словаря у детей с нарушением речи
Опубликовано: 19 августа 2024 в 14:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование словаря у детей с нарушением речи» (включая файлы) размещена пользователем Зарина Аликова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД