Зарина Аликова
Формирование словаря у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование словаря у детей с нарушением речи.
В современном обществе проблема нарушений речи у детей становится все более актуальной. Одним из ключевых аспектов в работе с такими детьми является формирование и развитие их словаря. Эффективные методы и приемы, направленные на обогащение словаря у детей с нарушениями речи, играют важную роль в процессе коррекции и развития речи.
Словарный запас- один из составных элементов языкового развития детей. Усвоение лексики-важное условие умственного развития.
Публикация «Формирование словаря у детей с нарушением речи» размещена в разделах
Усвоение лексики решает задачи накопления и уточнения представлений, формирования понятий и развития содержательного аспекта мышления.
Поскольку усвоение лексического значения основано на операциях анализа, синтеза и обобщения, то бедный словарный запас мешает аутентичному общению, что, в свою очередь, препятствует общему развитию ребенка, и наоборот, богатый словарный запас свидетельствует о хорошо развитой речи и является показателем высокого уровня умственного развития.
При задержке речевого развития важным фактором является раннее вмешательство. Так же, принципиально важно, чтобы методика коррекционной работы, особенно в случаях тяжелого недоразвития речи, была направлена на формирование фундамента или основы языковой системы. В основе коррекции должен лежать такой вид работы, который способствует формированию когнитивной сферы и семантических аспектов речи. Для этого необходимо, прежде всего, развивать у ребенка способность к речевому мышлению, которое является основой для процесса перехода от общего к конкретному и от конкретного к общему, для противопоставления языковых элементов признакам, формирующим смысл. Вся система практических занятий должна быть направлена на создание целостной системы, а не на запоминание отдельных языковых единиц. Подчеркнем, что вводимые языковые единицы не выбираются специалистами произвольно. Процесс дополнительного обучения должен опираться не только на имеющиеся у ребенка языковые средства, но и на контрастное представление новых единиц.
Глубокое недоразвитие языка вызывает серьезные проблемы не только в активной речи, но и в понимании разговорной речи. Если анализировать пассивный словарный запас детей с задержкой, то можно отметить, что он шире, чем активный.
Многие исследователи утверждают, что словарный запас детей должен быть подобран по тематическому принципу, который способствует усвоению и запоминанию, а повторение слов позволяет быстрее ввести их в активную речь.
Для повышения эффективности усвоения лексики рекомендуется вводить слова в практическую деятельность детей-лепку, рисование, ручной труд.
В целом,сопоставляя литературные данные о психофизиологических механизмах формирования словарного запаса у нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи, можно сказать, что процесс формирования словарного запаса у последних является сложным в силу дефектного формирования всей функциональной системы речи.