Получи документы

Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР как необходимое условие успешного обучения

Наталья Кадрова
Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР как необходимое условие успешного обучения
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье. Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

Публикация «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР как необходимое условие успешного обучения» размещена в разделах

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи.

А. К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

• Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;

• Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;

• Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

• Перестановка слогов: «деворе» — дерево;

• Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

• Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;

• Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизации пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также – психических функций.

Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.

Используются разнообразные направления в работе над звуко-слоговым составом слова:

1. работа по восприятию различных типов интонаций;

2. развитие тактильных ощущений;

3. развитие ритмических способностей;

4. работа над звуковым составом слова;

5. работа по сохранению и развитию слогового состава слова;

6. отработка грамматических форм слов и включение их во фразу.

Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предлагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работа по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально. Характерной особенностью занятия по формированию правильной слоговой структуры слова является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме.

Игровой материал

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и рече двигательных навыков.

Свою работу необходимо строить в два этапа:

1) подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

2) коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе проводят упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном. В самом начале коррекционной работы в игровой форме логопед добивается произнесения слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

• гласный +гласный;

• согласный + гласный;

• гласный + согласный;

• гласный +согласный + гласный;

• согласный + согласный + гласный;

• гласный + согласный + согласный;

• гласный + согласный + согласный + гласный.

Когда данные упражнения ребенку становятся доступными, можно проговаривать слова за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

Упражнение «Повтори так же» (ср. возраст)

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

Ход упражнения:

Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же. Двусложные слова из открытых слогов: дыня, вода, мыло, вата, хожу, ношу и т. д. Предложения: Мою руки. Несу мыло. Даю маме.

Упражнение «Сосчитай правильно» (старший возраст)

Цель: учить считать звуки.

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Ход упражнения:

Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, Марина, Ирина, ОНА ходила, купила и т. д.

Упражнение «Выбери схему» (подготовительный)

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.

Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.

Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.

Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.

Ход упражнения:

Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.

Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводится на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

1. Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).

2. «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.

3. Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.

4. Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

5. Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

6. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом (нарушение произношения этих звуков наиболее распространено). Детям предлагается хлопать на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи).

7. Придумывание чистоговорок на заданный слог: са-са-са - …

8. Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи.

9. Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со взрослым.

10. Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении):! ! !; аналогично – с использованием ударения:! !.

11. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным картинкам.

12. Изменение по падежам слов сложной слоговой структуры.

13. Выбрать из трех слов то, которое подходит для рифмы:

Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные … (перина, подушка, рубашка).

14. Самостоятельно придумать рифму:

Где весною было пусто, Летом выросла … (капуста).

15. Игра «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).

Таким образом, игровые упражнения помогают ребёнку преодолеть трудности в освоении слов разной звуко-слоговой сложности. В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, вырабатываются слуховые и моторные дифференцировки согласных и гласных звуков, входящих в состав читаемых слов. У детей расширяется словарный запас, уточняются значения многих слов (в контексте с другими словами). Очень важно научить ребёнка умению слышать в слове каждый звук.

Овладение правильным произношением слов, развитие слушания как специальной речевой функции – необходимое условие формирования полноценной речи, так необходимой каждому дошкольнику для успешной подготовки к обучению в школе.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР как необходимое условие успешного обучения
Опубликовано: 27 января 2022 в 06:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР как необходимое условие успешного обучения» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кадрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД