Полина Киселева
Формирование сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Киселева Полина Андреевна
студентка 4 курса специальности
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Гаевая Елена Витальевна
Публикация «Формирование сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
научный руководитель, преподаватель,
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж имени И. А. Куратова», г. Сыктывкар
Аннотация: В данной статье раскрываются проблемы и работа с детьми по формированию сенсорных эталонов посредством дидактических игр и упражнений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Рассматриваются особенности формирования сенсорных навыков, описываются методы и приемы формирования сенсорных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: Сенсорные эталоны, сенсорные игры и упражнения, нарушение зрения
Под сенсорными эталонами подразумеваются общепринятые образцы свойств и отношений предметов, которые выделились в процессе исторического развития человечества, среди которых выделяют такие зрительные эталоны как эталоны цвета, формы и величины
В дошкольном возрасте в формировании сенсорных эталонов процесс восприятия превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
Недостаточность зрительного опыта, анализа и контроля ведет к тому, что осложняется восприятие цвета, формы, величины и других свойств предметов. Так, у детей с косоглазием и амблиопией действия по узнаванию, называнию, соотнесению, локализации, дифференциации, выделению в окружающей среде сенсорных эталонов фрагментарны, неупорядочены и выполняются более медленно, чем у нормально видящих сверстников.
Одной из важнейших задач обучения и воспитания является развитие познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к знаниям. Реализация этой задачи проходит как в учебной работе, так и во внеклассное время. Среди средств и методов, используемых педагогами, большое место принадлежит дидактическим играм и упражнениям.
Особенностью дидактических игр и упражнений является то, что сами игры постепенно усложняются и перед детьми ставятся все более трудные вопросы. Развитие ребенка в процессе дидактической игры состоит в том, что непосредственный интерес к игровому действию переходит постепенно на интерес к мыслительным операциям и задачам. А. В. Запорожец отмечал, что «Участвуя в дидактических играх, ребенок уже меньше увлекается процессуальной и сюжетной стороной деятельности, а начинает руководствоваться учебными интересами, стремлением приобрести некоторые новые знания и умения».
Дидактические игры и упражнения ориентированы на сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Они соединяют в себе обучающую задачу и наличие готового содержания и правил, что дает возможность воспитателю планомерно использовать этот метод для сенсорного и интеллектуального развития детей.
Цель: доказательство эффективности использования дидактических игр и упражнений в формировании сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения
Задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения;
2. Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения;
3. Подобрать и апробировать систему дидактических игр и упражнений по формированию сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения;
4. Определить эффективность использования дидактических игр и упражнений в развитии сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения
Объект исследования: процесс формирования сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений
Предмет исследования: дидактические игры и упражнения, как средство формирования сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения
Целью констатирующего этапа исследования является определить исходный уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи констатирующего этапа исследования:
1) Подобрать диагностический материал;
2) Провести диагностическое исследование у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения;
3) Обработать результат диагностики.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №60 компенсирующего вида», в исследовании принимали участие 17 детей в возрасте 4-5 лет с нарушениями зрения. с нарушениями зрения : миопия, амблиопия обоих глаз (одного глаза, гиперметропический астигматизм, сходящее и расходящееся косоглазие, гиперметропия слабой, средней степени, афакия.
Программа констатирующего этапа в себя включает:
Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением (дидактический материал) [Текст] / Л. И. Плаксина. – М. : ВОС,1985. (под редакцией)
Протокол обследования словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Список детей Задание №1. «Геометрические фигуры» Задание №2 «Величина» Задание №3 «Хроматические и ахроматические цвета» Средний балл Уровень
Христина 2,0 2,3 2,6 2,3 Средний
Константин 1,6 1,4 3,0 2 Средний
Полина 2,2 2,8 3,0 2,6 Высокий
Артем В 1,7 2 2,9 2,2 Средний
Илья 2,4 1,9 3,0 2,4 Средний
Артем И 2,8 2,3 2,8 2,6 Высокий
Мария 2 2,3 2,5 2,2 Средний
Антон 1,9 2,0 2,8 2,2 Средний
Кира 2,1 1,8 2,9 2,2 Средний
Виктория 2,5 2,7 3,0 2,7 Высокий
Анна 1,6 1,3 2,2 1,7 Средний
Иван 2,2 2,8 2,9 2,6 Высокий
Роман 2,4 2,5 2,5 2,4 Средний
Артем П 1,8 2,3 2,4 2,1 Средний
Милана 1,8 2,8 2,6 2,4 Средний
Светлана 2,4 2,1 2,6 2,3 Средний
Дарья 1,7 1,7 2,3 1,9 Средний
Список литературы (2-3 источника) :
3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] : кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М. ,1995. – 144 с.
4. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением (дидактический материал) [Текст] / Л. И. Плаксина. – М. : ВОС,1985.
5. Рудакова, Л. В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения в условиях детского сада [Текст] / Л. В. Рудакова. Л., 1987.