Виктория Калинкина
Формирование семейный ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками
▼ Скачать + Заказать документы
Архипова Алена Ю рьевна
Воспитатель
МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» МО г. Саяногорска
Калинкина Виктория Андреевна
Воспитатель
МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» МО г. Саяногорска
«ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫЙХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ»
Публикация «Формирование семейный ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками» размещена в разделах
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
На сегодняшний день существует множество технологий и подходов к формированию представлений о семейных отношениях у детей младшего дошкольного возраста. Одним из методов является сказка, поскольку она является самой естественной формой общения ребенка и взрослого о Жизни, это один из самых древних методов воспитания, способ передачи представлений о мире, о моральных понятиях. Сказки создавались для того, чтобы сохранить и передать следующему поколению жизненный опыт.
В настоящее время проблема становления семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста является недостаточно разработанной, поскольку в современном обществе существует множество полярных точек зрения на семью, меняются знания о ее назначении и особенностях, о семейных отношениях и семейном образе жизни, как основополагающей части воспитания ценностных ориентаций и межличностных отношений в семье, воспитания основ семейного воспитания является одной из глобальных проблем дошкольного образования.
Семья — это сообщество, основанное на браке супругов, помимо которых включает и их холостых детей (собственных и усыновленных, связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления также удочерения, но кроме того и на других основаниях, не запрещенных законодательством и таких, которые никак не противоречат нравственным основам общества.
Как отмечает Я. А. Коменский семья - университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка [1].В младшем дошкольном возрасте родители знакомят детей с нравственными ориентирами через русские народные сказки.
Огромное внимание исследованию роли сказки в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения уделяли педагоги (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Б. Т. Лихачев и др.). Сухомлинский В. А отмечал, что сказка несет в себе огромные возможностии множество педагогических возможностей, так как, прослушаю сказку, дети погружаются в мир, где свободно обсуждаются современные проблемы, которые завуалированы в классических сказках. Дети перенимают все образцы поведения и образы действующих лиц, в которых наглядно проявляются нравственные и моральные нормы, выраженные в простых эталонах «хорошо-плохо», «добро-зло». Быт семьи, детско-родительские отношения, проблемы и трудности, возникающие в семье, ценность семьи – всё это находит свое отражение в сказке, которую дети любят слушать, сочинять, устраивать инсценировки.
Именно с помощью сказки ребенок может проследить специфику и особенности семейных отношений, трудности, с которыми может столкнуться на пути их решения.
Сказка – один из жанров народного творчества, которая отражает взгляды народов в разные периоды его развития и меняется, передаваясь из поколения в поколение. В современное время некоторые сказки продолжают свою жизнь в книге, другие совсем уходят из народного быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают привлекать внимание взрослых слушателей. Сказка способствует более глубокому пониманию детско-родительских отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения детей [4].
Для решения данной проблемы в МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» рп. Черёмушки в 2016 г. при поддержки кафедры дошкольного и специального образования ХГУ им. Н. Ф. Катанова была открыта экспериментальная площадка по теме: «Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками» апробируется опытно-экспериментальная программа «Семья-это я».».
В процессе педагогической деятельности в рамках данной темы педагогами второй младшей группы был разработан и реализован проект под названием 2022-2023г. «Семейные сказки».
В данном проекте были созданы условия, для ознакомления с семейными ценностями в процессе чтения русских народных сказок, на основе взаимодействия детей и родителей, это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
Целью проекта является: создание условий для формирования семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками.
Решались следующие задачи: Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения на основе русских народных сказок. Помогать усвоению детьми духовно нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость; и правил доброй, счастливой жизни на примере героев сказок.
Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь на примере героев русских сказок. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
Вначале проекта педагоги совместно с родителями пополнили книжный уголок группы русскими народными сказками на тему семьи. Были приобретены театры: пальчиковый, кукольный, на палочках. Изготовлен лэпбук «В гостях у сказки», и «Моя семья», составлен для родителей рекомендательный список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
В результате проведенной работы дети познакомились с русскими народными сказками : «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», а также участвовали в играх-драматизациях в таких как «Репка», «Теремок».
За время реализации проекта дети и родители приняли активное участие во всех совместных мероприятиях: читали сказки, рисовали рисунки, читали стихи, потешки, создавали атрибуты к играм, и получили массу положительных эмоций. На организованном педагогами мастер-классе дети и родители создали своими руками книжки – малышки и получили большое удовольствие от совместной продуктивной деятельности. С большим желанием и энтузиазмом, родители приняли участие в акции - «Подари книгу» В дальнейшем планируется продолжение работы в данном направлении, с привлечением более широкого круга родителей и воспитанников.
Таким образом, в результате проекта воспитатели расширили знания детей и родителей о семейных ценностях, познакомили с русскими народными сказками. Благодаря, реализации программы «Семейная сказка», мы повысили интерес родителей и детей к русскому народному творчеству.
Библиографический список:
1. Иванова, И. В. Семейные ценности в официальном и гражданском браке / И. В. Иванова, Т. В. Дударева // Психологические исследования : электрон. Нау
2. чн. журн. М., 2009. – с 12. 19
2. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П. Ф. Лесгафт // Воспитание в семье. – М. : Педагогика, 1991, – 264 с. ;
3. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология : учебник. М., 1996. 374 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
5. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова // Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
6. Сидорова, Л. А. Воспитательные возможности народных сказок [Текст] / Л. А. Смирнова // Сборник научных трудов докторантов, научных работников, аспирантов и студентов. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2000. – 113 с.
7. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. М., 2002. 496 с.