Приложение МААМ

Формирование семейный ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками

Виктория Калинкина
Формирование семейный ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками
▼ Скачать + Заказать документы

Архипова Алена Ю рьевна

Воспитатель

МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» МО г. Саяногорска

Калинкина Виктория Андреевна

Воспитатель

МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» МО г. Саяногорска

«ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫЙХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ»

Публикация «Формирование семейный ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками» размещена в разделах

На сегодняшний день существует множество технологий и подходов к формированию представлений о семейных отношениях у детей младшего дошкольного возраста. Одним из методов является сказка, поскольку она является самой естественной формой общения ребенка и взрослого о Жизни, это один из самых древних методов воспитания, способ передачи представлений о мире, о моральных понятиях. Сказки создавались для того, чтобы сохранить и передать следующему поколению жизненный опыт.

В настоящее время проблема становления семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста является недостаточно разработанной, поскольку в современном обществе существует множество полярных точек зрения на семью, меняются знания о ее назначении и особенностях, о семейных отношениях и семейном образе жизни, как основополагающей части воспитания ценностных ориентаций и межличностных отношений в семье, воспитания основ семейного воспитания является одной из глобальных проблем дошкольного образования.

Семья — это сообщество, основанное на браке супругов, помимо которых включает и их холостых детей (собственных и усыновленных, связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления также удочерения, но кроме того и на других основаниях, не запрещенных законодательством и таких, которые никак не противоречат нравственным основам общества.

Как отмечает Я. А. Коменский семья - университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка [1].В младшем дошкольном возрасте родители знакомят детей с нравственными ориентирами через русские народные сказки.

Огромное внимание исследованию роли сказки в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения уделяли педагоги (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Б. Т. Лихачев и др.). Сухомлинский В. А отмечал, что сказка несет в себе огромные возможностии множество педагогических возможностей, так как, прослушаю сказку, дети погружаются в мир, где свободно обсуждаются современные проблемы, которые завуалированы в классических сказках. Дети перенимают все образцы поведения и образы действующих лиц, в которых наглядно проявляются нравственные и моральные нормы, выраженные в простых эталонах «хорошо-плохо», «добро-зло». Быт семьи, детско-родительские отношения, проблемы и трудности, возникающие в семье, ценность семьи – всё это находит свое отражение в сказке, которую дети любят слушать, сочинять, устраивать инсценировки.

Именно с помощью сказки ребенок может проследить специфику и особенности семейных отношений, трудности, с которыми может столкнуться на пути их решения.

Сказка – один из жанров народного творчества, которая отражает взгляды народов в разные периоды его развития и меняется, передаваясь из поколения в поколение. В современное время некоторые сказки продолжают свою жизнь в книге, другие совсем уходят из народного быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают привлекать внимание взрослых слушателей. Сказка способствует более глубокому пониманию детско-родительских отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения детей [4].

Для решения данной проблемы в МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» рп. Черёмушки в 2016 г. при поддержки кафедры дошкольного и специального образования ХГУ им. Н. Ф. Катанова была открыта экспериментальная площадка по теме: «Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками» апробируется опытно-экспериментальная программа «Семья-это я».».

В процессе педагогической деятельности в рамках данной темы педагогами второй младшей группы был разработан и реализован проект под названием 2022-2023г. «Семейные сказки».

В данном проекте были созданы условия, для ознакомления с семейными ценностями в процессе чтения русских народных сказок, на основе взаимодействия детей и родителей, это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.

Целью проекта является: создание условий для формирования семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками.

Решались следующие задачи: Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения на основе русских народных сказок. Помогать усвоению детьми духовно нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость; и правил доброй, счастливой жизни на примере героев сказок.

Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь на примере героев русских сказок. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

Вначале проекта педагоги совместно с родителями пополнили книжный уголок группы русскими народными сказками на тему семьи. Были приобретены театры: пальчиковый, кукольный, на палочках. Изготовлен лэпбук «В гостях у сказки», и «Моя семья», составлен для родителей рекомендательный список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.

В результате проведенной работы дети познакомились с русскими народными сказками : «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса», а также участвовали в играх-драматизациях в таких как «Репка», «Теремок».

За время реализации проекта дети и родители приняли активное участие во всех совместных мероприятиях: читали сказки, рисовали рисунки, читали стихи, потешки, создавали атрибуты к играм, и получили массу положительных эмоций. На организованном педагогами мастер-классе дети и родители создали своими руками книжки – малышки и получили большое удовольствие от совместной продуктивной деятельности. С большим желанием и энтузиазмом, родители приняли участие в акции - «Подари книгу» В дальнейшем планируется продолжение работы в данном направлении, с привлечением более широкого круга родителей и воспитанников.

Таким образом, в результате проекта воспитатели расширили знания детей и родителей о семейных ценностях, познакомили с русскими народными сказками. Благодаря, реализации программы «Семейная сказка», мы повысили интерес родителей и детей к русскому народному творчеству.

Библиографический список:

1. Иванова, И. В. Семейные ценности в официальном и гражданском браке / И. В. Иванова, Т. В. Дударева // Психологические исследования : электрон. Нау

2. чн. журн. М., 2009. – с 12. 19

2. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П. Ф. Лесгафт // Воспитание в семье. – М. : Педагогика, 1991, – 264 с. ;

3. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология : учебник. М., 1996. 374 с.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

5. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова // Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.

6. Сидорова, Л. А. Воспитательные возможности народных сказок [Текст] / Л. А. Смирнова // Сборник научных трудов докторантов, научных работников, аспирантов и студентов. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2000. – 113 с.

7. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. М., 2002. 496 с.

Публикации по теме:

Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Красавицы медузы»Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Красавицы медузы» Под водой в прозрачных блузах Важно плавают медузы. Не спеша, неторопливо, Чтобы выглядеть красиво. Вот какие модницы, Модницы - подводницы.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Игровое пособие «Чемоданчик со сказками» для детей младшего дошкольного возрастаИгровое пособие «Чемоданчик со сказками» для детей младшего дошкольного возраста Многофункциональное пособие " Чемоданчик со сказками" был создан мною с целью - развития у дошкольников желания драматизировать знакомые.

Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Июль — макушка лета»Материал для ознакомления детей дошкольного и младшего школьного возраста с темой «Июль — макушка лета» Этот месяц самый яркий, Самый пёстрый, самый жаркий. Липа сладкая цветёт, Первый боровик растёт, Зацветает в поле рожь, Грозы нагоняют.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование семейный ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 08:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование семейный ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Калинкина (УИ 2091963) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД