Ольга Тимошенко
Формирование семейных ценностей у воспитанников 4–5 класса
Формирование семейных ценностей у воспитанников 4-5 класса
Работа в группе 4-5 класса по формированию семейных ценностей с воспитанниками началась еще в дошкольном возрасте. В данный момент в период взросления детей такая работа предполагает более активное и глубокое изучение материала.
Публикация «Формирование семейных ценностей у воспитанников 4–5 класса» размещена в разделах
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
На начальном этапе, чтобы определить уровень представлений детей о семье проводилось анкетирование, для выявления всевозможных проблем, для оценивания знаний о семье, о самом себе. Мы выбрали такой метод диагностирования, так как он предполагает вариативность ответов детей. На примере вопроса: «Что бы вы сделали, если бы у вас был миллион рублей?» детям предлагаются не только варианты ответов, но и придумать свой вариант, где дети могут поразмышлять, прикоснуться к своей системе ценностей.
Результаты диагностирования представлены на слайде (диаграмма, где определены области, из которых мы можем сделать выводы и определить уровни сформированности семейных ценностей.
От того что наши дети в этом возрасте открыты, любознательные, с удовольствием идут на контакт, любят обсуждать, рассуждать, эксперементировать, поэтому мы выбираем различные по форме и содержанию мероприятия, способствующие воспитанию добра, милосердия, привития добра к близким.
Ситуативные беседы с детьми, создание специальных ситуаций, моделирующих реальную, из которой детям предлагается найти выход, формируют навыки конструктивного общения и умению адекватно реагировать в различных ситуациях.
Ролевые игры, игры - дискуссии, совместные просмотры фильмов, чтение книг, помогает на примере героев осознавать ролевые позиции отца и матери, других членов семьи, гармонию семейных взаимоотношений.
В группе существует традиция - встречи с шефами, гости к нам приходят не только на праздники, но в повседневную жизнь: рассказывают детям о своей жизни, работе, делятся опытом, дают советы. Организуют совместные походы в музеи, театры.
Подготовка к традиционным праздникам: украшения группы, подготовка подарков, сувениров, разучивание поздравлений, стихов, способствуют накоплению бесценного опыта празднования особых семейных дат.
Дети посещают занятия социально-бытовой ориентации, где в условиях, приближенных к домашним, учатся готовить пищу. Ребята с удовольствием делятся своими впечатлениями, обсуждают рецепты, планируют дальнейшую работу, угощают нас, сестер и братьев.
Так же стараемся детям предлагать досуг с младшими сестрами и братьями, для установления более тесных семейных связей, проявляя помощь и заботу в их воспитании.
Играем в настольно печатные игры такие как «Монополия», «Бизнес-Такси» и т. д., они помогают в обучении детей оптимальному распределению семейного бюджета, развитию предприимчивости, умению обращаться с деньгами.
На наш взгляд данные формы работы позволяют реализовать главную цель - сформировать в умах детей понятия «семья», «дом», «уют». У воспитанников формируется на наш взгляд такие свойства личности как самостоятельность, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Конечно, существуют трудности: так как состав детей постоянно изменяется и опыт детей разный: дети из семьи (по соглашению) и дети, не имеющие опыта проживания в семье, уровни сформированности детей разные, то предполагается использование разных форм работы :
Коллективная, где ребенок может самостоятельно оценивать свою работу и ее результаты.
Индивидуальная, обеспечивает дифференцированный подход к каждому ребенку, что создает благоприятные условия для развития способностей детей. Работа в парах помогает приобрести навыки сотрудничества и взаимопомощи.