Архипова Алёна
Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Мы дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья — это сообщество, основанное на браке супругов, помимо которых включает и их холостых детей (собственных и усыновленных, связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления также удочерения, но кроме того и на других основаниях, не запрещенных законодательством и таких, которые никак не противоречат нравственным основам общества.
Публикация «Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе реализации проекта „Мы дружная семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
Эксперты с различных сфер академического познания фиксируют массовые перемены, которые произошли в развитии общества. Аналогичные изменения затронули и современную семью, с одной стороны, как малую группу, а с другой – как институт.
Совместно с этим, процессы, связанные с развитием семьи достаточно противоречивы. С одной стороны, в течении всей истории, институт семьи не только регулярно изменялся, но и оставался самой стабильной социальной общностью, что подтверждают работы И. Я. Бахофена, Дж. Ф. Мак-Леннана, Л. Моргана, Ф. Энгельса, Ф. Ле-Пле, У. Гуда, Р. Хилла, Л. Русселя, А. Г. Харчева, С. И. Голода. Но с иной, – нереально опровергать инновационные статистические данные, которые утверждают об отрицательном положении также и в том числе и упадке нынешней семьи.
Среди современных авторов, которые придерживаются мнения о модернизации семьи, возможно отметить С. И. Голода, который считает институт семьи наиболее стабильной общностью. Общественные данные, такие как увеличения числа одиноких людей, рост разводов, снижение рождаемости, увеличение неблагополучных семей не объясняют глубинные социальные процессы. Любые показатели можно рассматривать с одной стороны как упадок с другой стороны как модернизацию.
Противоположное мнение принадлежит А. И. Антонову, который считает, что переход от традиционной к современной семье негативно влияет на рождаемость, и содержит серьёзные проблемы, которые могут привести «краху семьи». Процесс индустриализации повлиял на исключение из института семьи институтов здравоохранения, образования, экономики. Что привело к ослаблению норм добрачных сексуальных связей, снятие запрета на прерывание беременности и устранение потребности в использовании полного репродуктивного периода, ослаблению меж поколенных связей, исчезновение совместной занятости супругов и детей (система наемного труда, преобладание индивидуалистских ценностей над семейными. [1]
Для решения данной проблемы в МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» рп. Черёмушки с 2016 по 2020гг. при поддержки кафедры дошкольного и специального образования ХГУ им. Н. Ф. Катанова была открыта экспериментальная площадка по теме: «Приобщение к семейным ценностям в контексте патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
В планах реализации ФГОС в ДОУ был разработан и реализован проект под названием 2020-2021 г. «Мы дружная семья». В данном проекте были созданы условия, для ознакомления с семейными традициями на основе взаимодействия детей и родителей, это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
Целью проекта является : приобщение младших дошкольников и родителей к семейным традициям на основе взаимодействия детского сада и родителей.
Решались следующие задачи: приобщать родителей к семейным традициям и ценностям, воспитывать уважение к членам семьи, создать условия для взаимодействия родителей со специалистами детского сада
В рамках которого проводили семинар-практикум, конкурсы с родителями, чаепитие, родительские собрания. В ходе проведения первого собрания была малая активность родителей, они были не заинтересованы в жизни группы.
Для повышения активности родителей, нами были проведены: Мастер- класс «Моя семья» в процессе которого, мы познакомились с традициями семей воспитанников ДОУ. Родители охотно рассказывали о своих путешествиях и традициях, принимали активное участие в творческих конкурсах «Моя мама лучше всех», «Осенняя ярмарка», «Масленица», «Подарок на новый год своими руками», «Семейное древо». Семинары - практикумы, такие как «Играя, собираем традиции» целью которого было дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, привлечь внимание родителей к семейным традициям. Круглые столы «Семейные традиции» целью которого было помочь родителям увидеть актуальность, необходимость приобщения детей к семейным ценностям. Родителей знакомили с разными семейными традициями, такими как «Почитай мне сказку на ночь», «Путешествуем вместе», «День рождение на природе», «Ужин за одним столом», «Походы в горы», «Семейный совет». На семейном совете, по словам родителей, дети учились прислушиваться к мнению других, уважительно относиться к семье. Решались самые разные ситуации, такие как: улаживание конфликтов между братьями и сёстрами, дизайн детской комнаты, пересмотр семейных правил. Традиция семейная, почитай мне сказку на ночь, заключалась в том, что каждый вечер родители читали сказку перед сном. Это способствовало гармоничному развитию ребёнка, сплочённости в семье. По рассказу одного из родителей, в семье, очень любят отмечать каждый день рождения на природе. Эта традиция зародилась ещё от бабушки.
Таким образом, благодаря совместно проведённой работе, к концу года, дети приобрели знания о семье, научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи. Активность родителей значительно увеличилась. Родители пополнили знания о семейных ценностях, праздниках; укрепили меж семейные и внутрисемейные связи; гордятся своими семейными достижениями; научились хранить и чтить свои семейные традиции, расширили знания о семейных ценностях; познакомились с семьями, их укладом жизни, традициями, что способствовало тесному сотрудничеству между семьями.
Библиографический список:
1. Иванова, И. В. Семейные ценности в официальном и гражданском браке / И. В. Иванова, Т. В. Дударева // Психологические исследования : электрон. научн. журн. М., 2009. – с 12. 19
2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. -2-е изд., испр. и доп. / Т. А. Куликова – М. : Издательский центр «Академия», 2000.-232 с.
3. Осипова М. П. Педагогика и психология семейного воспитания / М. П. Осипова [и др. ]; под ред. М. П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина. 2008.-360с.