Дадаев Сергей
Формирование самостоятельности в ходе физического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития самостоятельности в любой сфере деятельности необходим определенный объем знаний, умений и навыков, который дети осваивают в процессе своего жизненного опыта. Начинать формировать самостоятельность ребенка следует как можно раньше, как только ребенок учится передвигаться. Начиная с 1,5 лет, в помощь родителям для формирования самостоятельности ребенка существуют государственные и частные учреждения, где проводятся развивающие занятия для детей. Через игру ребенок познает мир. Близкий взрослый должен знать, что от состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.
Публикация «Формирование самостоятельности в ходе физического воспитания» размещена в разделах
В самостоятельной деятельности ребенок достигает поставленной перед собой цели, успешно использует разнообразные способы двигательных действий, выбирая наиболее целесообразные. Это активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость, самостоятельность. Формирование самостоятельности с соблюдением педагогических условий приводит к высокому уровню проявления самостоятельности, для которого характерно:
- стремление к самостоятельности, умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего упражнения; - умение выполнять без помощи; - умение сознательно действовать; - умение действовать в новых условиях (ставить цель, планировать результат); - самоконтроль и самооценка; - использование действий в повседневной жизни.
П. Ф. Лесгафт (8) считал, что у учащихся в процессе физических упражнений нужно вырабатывать сознательный подход к выполнению каждого задания, овладению общими способами двигательных действий, применению их в родных условиях. Также для формирования самостоятельности необходима активизация умственной деятельности с использованием игровых образцов, указания и вопросы, которые организуют наблюдение детей и подводят их к самостоятельным умозаключениям, задания на дифференцировку похожих образных упражнений, использование физкультурного оборудования.
Двигательная активность формируется успешнее, если физические упражнения выполняются охотно и радостно. Эмоциональная сторона занятий всегда неразрывно связано с воспитанием устойчивого интереса. У детей появляется самостоятельное, эмоционально окрашенное стремление добиться лучших результатов. Для самостоятельного выполнения основных, общеразвивающих упражнений и гимнастики, дети должны понимать, что исходное положение оказывает влияние на выполнение всего упражнения, точно выполнять разнообразные направления движений отдельных частей тела, выдерживать темы, ритм, рассказывать о порядке элементов и способе выполнения отдельных частей, оценивать себя и других. Благодаря этому у ребенка должно произойти накопление двигательного опыта.
Самое главное, чтобы был создан интерес к упражнениям и играм. В поддержании этого интереса большую роль играют родители. Если ребенок выполняет дома знакомые упражнения и элементы, играет, то естественно и в последующем он сможет это сделать, при условии, что и родители будут выполнять упражнения вместе с ребенком. Необходим, принцип преемственности в воспитании. В ходе такого обучения дети научатся ставить задачу, передавать направление движения, планировать, оценивать себя и других, называть упражнение в целом и его элементы, сравнивать, появляется интерес и самостоятельность, двигательная активность становится регулярной, уметь правильно перекладывать и раскладывать оборудование для занятий.