Ирина Чистякова
Формирование русского менталитета у детей дошкольного возраста на традициях народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа II ч.
для детей подготовительной группы
по теме: «Формирование русского менталитета
у детей дошкольного возраста
на традициях народной культуры»
на 2015 – 2016 учебный год.
Воспитатель: Чистякова И. И.
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Публикация «Формирование русского менталитета у детей дошкольного возраста на традициях народной культуры» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Русский народный фольклор – это источник вечный и чистый. Его всегда отмечали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью, снисходительностью, деликатностью по отношению к человеку.
Через знакомство с народным творчеством прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.
В наши дни очень важно приобщение детей к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитывать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.
Необходимо использовать гуманистический потенциал отечественной культуры, способность социализации личности каждого ребенка, раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей.
Цель программы: приобщение детей к истокам народного творчества, через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества.
В познавательно - речевое развитие детей входят такие образовательные области:
- «Познание»;
- «Кругозор»;
- «Чтение художественной литературы»;
- «Коммуникация».
Содержание данной части программы направлено на достижение целей овладения конструктивными способностями и средствами общения с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослями и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диагностической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
- практическое овладение овладение воспитанниками нормами речи.
К концу года дети должны уметь:
- участвовать в беседе;
- аргументировать и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника;
- составлять по образцу рассказы по сюжетной картинке, набору картинок;
- последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
- определять место звука в слове;
- подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением
Перспективное планирование по познавательно-речевому развитию:
Тема занятия Содержание
Сентябрь
«Что летом родится – зимой пригодится» Беседа о лете. Народные при меты, пословицы, поговорки, песенки о лете, загадывание загадок о летних явлениях природы.
Октябрь
«У страха глаза велики» Знакомство со скзакой, беседа о страхе.
Ноябрь
«Дикие животные». Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Беседа о диких животных с использованием загадок о них.
Декабрь
«Лиса обманщица». Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».
Январь
«Гуляй, да присматривайся».
Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко».
Февраль
«Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два мороза».
Март
«Мудреному и счастье к лицу».
Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.
Апрель
«Шутку шутить – людей насмешить». Знакомство с потешным фольклором, составление детьми потешного рассказа, загадывание загадок о весенних явлениях.
Май
«Весна красна цветами». Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом».
В физическое развитие детей входят такие образовательные области, как:
- «Физическая культура»;
- «Здоровье».
Содержание программы по данному разделу нацелена на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности, физическом совершенствовании.
Перспективное планирование по физическому развитию:
Тема занятия Содержание
Сентябрь
П. Игра «Вершки и корешки» Знакомство с правилами игры. Организация оптимальной двигательной активности детей.
Октябрь
П. игра «Охотники и утки» Знакомство с правилами игры. Организация оптимальной двигательной активности детей.
Ноябрь
П. игра «Улитка, иголка и нитка» Знакомство с правилами игры. Организация оптимальной двигательной активности детей.
Декабрь
Зимние забавы. Знакомство с русским народными забавами. Снежки, лепка снежной бабы.
Январь
Зимние виды спорта. Значение спорта в жизни людей. Зимняя олимпиада в Сочи.
Февраль
Спортивный досуг «Аты - баты!» Участие в играх с элементами спорта. Организация оптимальной двигательной активности детей. Патриотическое воспитание.
Март
П. игра «Волк во рву». Знакомство с правилами игры. Организация оптимальной двигательной активности детей.
Апрель
П. игра «Охотники и звери» Знакомство с правилами игры. Организация оптимальной двигательной активности детей.
Май
Игры на воздухе. Народные игры и забавы. Знакомство с традициями народа через игру.
В социально-личностное развитие детей входят такие образовательные области:
- «Безопасность»;
- «Социализация»;
- «Труд».
Содержание раздела состоит из двух составляющих предметное и социальное окружение, ознакомление с природой. Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу. Введение в предметное и социальное окружение предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности. В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь труд людей. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя, как активного субъекта природы.
Перспективное планирование по социально-личностному развитию:
Тема занятия Содержание
Сентябрь
«Моя семья». Формировать интерес к родословной. Учить составлять генеалогическое древо. Называть имена и отчества членов семьи.
Октябрь
«Друг за дружку держаться – ничего не бояться» Воспитывать трудолюбие, коллективизм, умение приходить друг другу на помощь.
Ноябрь
Труд взрослых – «Гончарные мастеровые». Формировать интерес к старинным промыслам. Д/игра «Что, как называется?», знакомство со сказкой «Лиса и кувшин».
Декабрь
«Здравствуй, зимушка – зима!» Труд в зимнее время. Учить подгребать снег к деревьям, разметать дорожки. Развивать трудовые навыки.
Январь
«Новый год! Наступил». Владение навыками самообслуживания, поддерживание одежды и обуви в чистоте. Умение работать в коллективе, договариваться со сверстниками о том, какую часть работы будет выполнять.
Февраль
«Защитники отечества», «Победа в воздухе не вьется, а руками достается». Рассказ о воинах – защитниках отечества, знакомство со сказкой «Каша из топора». Расширять представление о Российской армии.
Март
«Нет милее дружка, чем родимая матушка». Беседа о маме, изготовление поделки в подарок маме. Воспитывать чувство любви, уважение и заботы о женщинах. Учить называть место работы родителей.
Апрель
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит». Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян для огорода на окне.
Май
«А за нами такая гладь – ни морщинки не видать» Знакомство детей с различными способами глажения белья, как это делали в старину. Загадывание загадок о предметах обихода.
В художественно-эстетическое развитие детей входят такие образовательные области:
- «Музыка»;
- «Художественное творчество».
Для успешного овладения детьми ИЗО деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих условиях:
Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представление о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а так же для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать, что их работы вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру и тд.
Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций, художественных материалов.
Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе на занятиях и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий.
Одна из важных задач – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетически оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанной с художественным творчеством.
Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию:
Тема занятия Цели
Сентябрь
Лепка: «Вылепи любые овощи и фрукты по желанию» Закрепить умение передавать в лепке форму разных овощей и фруктов.
Октябрь
Рисование: «Веселые игрушки» - городецкая роспись. Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображения детей; Познакомить с деревянной, резной богородской игрушкой; учить выделять выразительные средства этого вида народных игрушек : яркий народный колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки – оживки.
Ноябрь
Аппликация: «Дома на нашей улице». «Изба». Учить передавать в аппликации образ сельской улицы. Уточнять представление о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезания по прямой и по косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы, удовольствие и радость от создания картины.
Декабрь
Лепка: «Снегурушка». Учить лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела, соблюдая пропорции. Закреплять умение использовать усвоенные ранее приемы соединения частей, сглаживания мест скрепления. Воспитывать уважение к сказочным героям.
Январь
Аппликация: «Петрушка на елке». Учить создавать изображение из бумаги. Закреплять умения: вырезать части овальной формы; вырезать на глаз мелкие детали, аккуратно наклеивать изображения на большой лист. Упражнять в вырезании симметричных частей одежды из бумаги сложенной вдвое. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство цвета, композиции.
Февраль
Рисование: «Золотая хохлома». Знакомить с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора, выполнять элементы росписи, Развивать чувство цвета, ритма, колорита.
Март
Лепка: «Кувшинчик». Учить создавать изображение посуды из целого куска глины ленточным способом; сглаживать поверхность изделия пальцами. Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме.
Апрель
Аппликация: «Сказочная птица». Закреплять умение вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Умение вырезать симметричные части из бумаги сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них.
Май
Рисование: «Роспись силуэтов гжельской посуды». Учить расписывать посуду, располагать узор по форме. Развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувство ритма; эмоционально положительное отношение к гжельским изделиям. Закрепления умения рисовать акварельными красками, готовить на палитре оттенки цветов.