Ольга Бабикова
Формирование речи в игровой деятельности в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Становление, совершенствование и развитие всех сторон речи. Способствование формирования у ребенка потребности в увлекательном процессе познания; стремление к активному поиску решений на пути достижения цели.
Задачи:
1. Обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, постепенно расширяя и обновляя их социальные связи.
Публикация «Формирование речи в игровой деятельности в первой младшей группе» размещена в разделах
2. Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и стимулировать его к активности речи.
3. Использовать в речевом развитии средства, содействующие слуху, речевому аппарату, развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.
4. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность.
5. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
6. Использовать игру как средство наибольшего развития речи детей, где игра является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее усвоение языка.
Предполагаемый результат:
1. Формирование речевых навыков.
2. Формирование умения вести диалог с воспитателем.
3. Способствование развития у детей диалогической речи.
4. Обеспечить развитие мелкой моторики пальцев рук.
5. Добиться свободного общения со взрослыми и детьми.
ВВЕДЕНИЕ
«Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками. И он усвоит их на лету»
К. Д. Ушинский.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Поэтому необходимо больше внимания уделять развитию речи детей раннего возраста. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его обучения в школе. В процессе развития речи у детей к трем годам жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной речи.
Объединяя игру с обучением, можно сделать процесс обучения осмысленным и интересным. Самое главное, заинтересовать детей, пробудить творческую активность. Большое внимание нужно уделить приобретению ими сенсорного и сенсорно-моторного опыта.
Дидактическая игра, её роль в развитии детей младшего дошкольного возраста.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
- Развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей : пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушками).
2. Настольно-печатные игры.
3. Словесные игры
4. Пальчиковые гимнастики с потешками
Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.
Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", «парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
В течении года с воспитанниками группы «Непоседы» проводились:
1. Подбор литературы для формирования словарного запаса по программе: «От Рождения до школы».
2. Формирование словарного запаса детей в процессе изучающей окружающей действительности (исследование пассивного словарного словаря с использованием предметных и сюжетных картин)
3. Беседы с пополнением и обогащением словарного запаса по средствам различных упражнений и картинок Расширение и обогащение речевого опыта детей с помощью сказок и театрализованных постановок, игр (чтение новых сказок, обыгрывание их вместе с детьми).
4. Формирование словаря с применением словесных дидактических игр (Применение потешек в режимных моментах, пальчиковая гимнастика, использование хороводных игр).
5. Развитие связной речи в активной игровой деятельности (наблюдение в течение за активностью в играх, выяснение, как в ходе игры происходит поиск предметов, как дети передают характер отношений между людьми, формы и типы их общения).
6. Закрепление комплексным открытым занятием «Синий трактор едет в гости».
7. Консультация родителей (рекомендации и советы общения с детьми от 2-3 лет в формировании речи).
Результаты работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей. Наполняется словарный запас, речь носит активный и ролевой характер.
Конечный результат:
* дети проявляют интерес и желание играть с игрушками;
* возросла речевая активность детей (это положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей);
* дети пытаются осуществлять ролевой диалог.
В заключение хочу отметить, что игра – это практически единственная область, где ребенок может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотят действовать правильно.