Папки-передвижки

Формирование речи ребенка

Галина Скурьят
Формирование речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Речь не является врожденной способностью челове­ка, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее раз­витие зависят от многих факторов. Речь начинает фор­мироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, ар­тикуляционный аппарат ребенка достигнут определен­ного уровня развития. Это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не полу­чает новых, ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, то задер­живается его физическое и психическое развитие. С самого раннего возраста, приучая ребенка следить взгля­дом за предметами, слушать голос окружающих, мы способствуем развитию его речи.

Публикация «Формирование речи ребенка» размещена в разделах

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывает­ся определенное чувство языка. Он усваивает определен­ные правила и законы грамматики; изменяет слова (прав­да, вначале он ограничивается лишь одной формой, на­пример использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием

-ов (-ев) : ковров, «окнов» и т. д.); строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответ­ственно правилам грамматики. Указывая на существова­ние у ребенка определенного чувства языка, К. И. Чуков­ ский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное мно­жество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ори­ентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в та­кое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлет­ний «лингвист».

Уже с трех месяцев у ребенка начинается период гу­ления, переходящего в лепет. Это период активной под готовки речедвигательного анализатора к произношению звуков. В это же время идет протёсе развития понима­ния речи. Прежде всего ребенок начинает различать ин­тонации речи, а затем слова, обозначающие предметы и действия (к 7—9 месяцам).

Обычно к 9—10 месяцам ребенок произносит отдель­ные слова из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году набирается до 10—12 слов (баба, кис, му и др.)-Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании и в этот период играет четкая, нето­ропливая речь взрослых, окружающих ребенка. Пред­меты надо называть правильно, не коверкая слов, не подражая речи детей. В это время необходимо разви­вать пассивный словарь ребенка (это те слова, которые он еще не произносит, но соотносит с предметом, пока­зывает его при назывании).

Из пассивного словаря развивается активный словарь (это те слова, которые ребенок употребляет в своей речи).

Итак, первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью.

Для двухлетнего ребенка является закономерным не­совершенство произносительной стороны речи : непра­вильное произношение большинства звуков родного язы­ка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произно­шение слов с пропуском отдельных звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова (особенно в многосложных словах). У некоторых детей как индиви­дуальная особенность речи отмечаются слабый, тихий голос, невнятное произношение слов, простых в звуко­вом отношении.

К концу второго года речь малыша хоть и становит­ся основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны: бедность словарно­го запаса, частое употребление облегченных слов; упот­ребление названий лишь тех предметов, игрушек, с ко­торыми ребенок постоянно действует; отсутствие пра­вильных грамматических связей между словами; нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.

К трем годам произносительная сторона речи у де­тей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многослож­ных слов, слов со стечением нескольких согласных. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом.

На третьем году жизни происходит интенсивное на­копление ребенком словаря. В своих высказываниях ре­бенок употребляет почти все части речи. В общении со взрослыми малыш все реже и реже употребляет звуко­подражательные слова, односложные предложения.

Одновременно с развитием речи развиваются мыш­ление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иног­да и целыми фразами.

В этом возрасте у детей велика склонность к подража­нию, что является благоприятным фактором для разви­тия активной речи. Повторяя вслед за взрослыми слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат.

На четвертом году жизни у детей отмечается замет­ное улучшение произношения, речь становится более от­четливой. Появляются зачатки монологической речи. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звуча­ния слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом от­ношении, но вполне чиста и правильна со стороны про­изношения. Ребенок может с небольшой помощью взрос­лых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициа­тива в общении все чаще исходит от ребенка.

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства закан­чивается процесс овладения звуками. Дети начинают ов­ладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего име­ет ситуативный характер.

Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из при­чин увеличения количества грамматических ошибок.

Дети начинают обращать внимание на звуковое офор­мление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

Публикации по теме:

Правильно ли говорит ваш ребенок? Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить.

Специфика системы раннего развития детей от 0 до 3-х лет Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речи ребенка
Опубликовано: 23 октября 2013 в 23:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речи ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Галина Скурьят в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД