Ольга Мизгулина
Развитие связной речи дошкольников посредством малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Развить связную речь помогают различные формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности фольклор вызывает желание повторить, запомнить, что способствует развитию связной монологической речи старших дошкольников.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Работа по формированию связной речи проводится в образовательной деятельности и режимных моментах. На каждое занятие составляется конспект. Начало каждого занятия сопровождается рассказом, в котором даётся представление о виде фольклорного жанра.
При работе с малыми формами фольклора следует учитывать основные принципы:
- фольклорный материал подбирается исходя из его доступности, он должен быть интересен и понятен для детей;
- учитывается речевой уровень детей;
- необходимо активное включение в деятельность всех детей.
В работе используются такие виды фольклора, как скороговорки, пословицы, поговорки, хороводные игры, сказки. Особое место в работе уделяется жанрам «сказка» и «былина», так как именно эти фольклорные жанры наиболее способствуют развитию монологической связной речи.
Пересказ – это одна из наиболее сложных форм рассказывания для детей. При пересказе литературных произведений дети передают содержание небольших сказок, как знакомых, так и впервые прочитанных на занятии. В работе мной используется пересказ по серии опорных картинок. Сначала читается сказка, затем выделяется главное в сказке, после второго прочтения дети расставляют опорные картинки в нужном порядке, затем самостоятельно пересказывают произведение.
Также в работе используется такой приём по развитию речи, как рассказ от опорной картины. Для начала, дети учатся отвечать, на вопросы по содержанию картины, анализируя увиденное, обращая внимание на персонажей, их действия, а затем составляют короткий рассказ сначала все вместе, затем самостоятельно.
Положительное влияние оказывает составление рассказа по частям (последовательно). Дети рассказывают друг за другом по 2-3 предложения. Во время такого приёма удаётся спросить большее количество детей.
Так же большую роль в развитии связной речи играет использование малых форм фольклора в театрализованной деятельности (разыгрывание сказок по ролям, кукольный театр, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. В развивающую среду, куда включаются элементы русского фольклора : тематические книжные выставки, куклы – обереги, куклы в русских и национальных костюмах.
Таким образом, применение данных методов и приёмов позволяет добиваться высокой эффективности в работе по развитию связной речи, и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе.