Папки-передвижки

Развитие связной речи дошкольников посредством малых форм фольклора

Ольга Мизгулина
Развитие связной речи дошкольников посредством малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Развить связную речь помогают различные формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности фольклор вызывает желание повторить, запомнить, что способствует развитию связной монологической речи старших дошкольников.

Публикация «Развитие связной речи дошкольников посредством малых форм фольклора» размещена в разделах

Работа по формированию связной речи проводится в образовательной деятельности и режимных моментах. На каждое занятие составляется конспект. Начало каждого занятия сопровождается рассказом, в котором даётся представление о виде фольклорного жанра.

При работе с малыми формами фольклора следует учитывать основные принципы:

- фольклорный материал подбирается исходя из его доступности, он должен быть интересен и понятен для детей;

- учитывается речевой уровень детей;

- необходимо активное включение в деятельность всех детей.

В работе используются такие виды фольклора, как скороговорки, пословицы, поговорки, хороводные игры, сказки. Особое место в работе уделяется жанрам «сказка» и «былина», так как именно эти фольклорные жанры наиболее способствуют развитию монологической связной речи.

Пересказ – это одна из наиболее сложных форм рассказывания для детей. При пересказе литературных произведений дети передают содержание небольших сказок, как знакомых, так и впервые прочитанных на занятии. В работе мной используется пересказ по серии опорных картинок. Сначала читается сказка, затем выделяется главное в сказке, после второго прочтения дети расставляют опорные картинки в нужном порядке, затем самостоятельно пересказывают произведение.

Также в работе используется такой приём по развитию речи, как рассказ от опорной картины. Для начала, дети учатся отвечать, на вопросы по содержанию картины, анализируя увиденное, обращая внимание на персонажей, их действия, а затем составляют короткий рассказ сначала все вместе, затем самостоятельно.

Положительное влияние оказывает составление рассказа по частям (последовательно). Дети рассказывают друг за другом по 2-3 предложения. Во время такого приёма удаётся спросить большее количество детей.

Так же большую роль в развитии связной речи играет использование малых форм фольклора в театрализованной деятельности (разыгрывание сказок по ролям, кукольный театр, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. В развивающую среду, куда включаются элементы русского фольклора : тематические книжные выставки, куклы – обереги, куклы в русских и национальных костюмах.

Таким образом, применение данных методов и приёмов позволяет добиваться высокой эффективности в работе по развитию связной речи, и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников способности к речевому творчеству Проблема формирования коммуникативно-речевой активности приобретает всё большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные.

Социальное развитие дошкольников «Сегодня всё большее количество детей в детских садах нуждается в коррекционной работе логопедов и психологов. Причин для этого предостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи дошкольников посредством малых форм фольклора
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 19:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи дошкольников посредством малых форм фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мизгулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД