Ольга Мизгулина
Развитие связной речи дошкольников посредством малых форм фольклора
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Развить связную речь помогают различные формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности фольклор вызывает желание повторить, запомнить, что способствует развитию связной монологической речи старших дошкольников.
Публикация «Развитие связной речи дошкольников посредством малых форм фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работа по формированию связной речи проводится в образовательной деятельности и режимных моментах. На каждое занятие составляется конспект. Начало каждого занятия сопровождается рассказом, в котором даётся представление о виде фольклорного жанра.
При работе с малыми формами фольклора следует учитывать основные принципы:
- фольклорный материал подбирается исходя из его доступности, он должен быть интересен и понятен для детей;
- учитывается речевой уровень детей;
- необходимо активное включение в деятельность всех детей.
В работе используются такие виды фольклора, как скороговорки, пословицы, поговорки, хороводные игры, сказки. Особое место в работе уделяется жанрам «сказка» и «былина», так как именно эти фольклорные жанры наиболее способствуют развитию монологической связной речи.
Пересказ – это одна из наиболее сложных форм рассказывания для детей. При пересказе литературных произведений дети передают содержание небольших сказок, как знакомых, так и впервые прочитанных на занятии. В работе мной используется пересказ по серии опорных картинок. Сначала читается сказка, затем выделяется главное в сказке, после второго прочтения дети расставляют опорные картинки в нужном порядке, затем самостоятельно пересказывают произведение.
Также в работе используется такой приём по развитию речи, как рассказ от опорной картины. Для начала, дети учатся отвечать, на вопросы по содержанию картины, анализируя увиденное, обращая внимание на персонажей, их действия, а затем составляют короткий рассказ сначала все вместе, затем самостоятельно.
Положительное влияние оказывает составление рассказа по частям (последовательно). Дети рассказывают друг за другом по 2-3 предложения. Во время такого приёма удаётся спросить большее количество детей.
Так же большую роль в развитии связной речи играет использование малых форм фольклора в театрализованной деятельности (разыгрывание сказок по ролям, кукольный театр, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. В развивающую среду, куда включаются элементы русского фольклора : тематические книжные выставки, куклы – обереги, куклы в русских и национальных костюмах.
Таким образом, применение данных методов и приёмов позволяет добиваться высокой эффективности в работе по развитию связной речи, и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе.