Папки-передвижки

Развитие связной речи дошкольников посредством малых форм фольклора

Ольга Мизгулина
Развитие связной речи дошкольников посредством малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Развить связную речь помогают различные формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности фольклор вызывает желание повторить, запомнить, что способствует развитию связной монологической речи старших дошкольников.

Темочки:

Работа по формированию связной речи проводится в образовательной деятельности и режимных моментах. На каждое занятие составляется конспект. Начало каждого занятия сопровождается рассказом, в котором даётся представление о виде фольклорного жанра.

При работе с малыми формами фольклора следует учитывать основные принципы:

- фольклорный материал подбирается исходя из его доступности, он должен быть интересен и понятен для детей;

- учитывается речевой уровень детей;

- необходимо активное включение в деятельность всех детей.

В работе используются такие виды фольклора, как скороговорки, пословицы, поговорки, хороводные игры, сказки. Особое место в работе уделяется жанрам «сказка» и «былина», так как именно эти фольклорные жанры наиболее способствуют развитию монологической связной речи.

Пересказ – это одна из наиболее сложных форм рассказывания для детей. При пересказе литературных произведений дети передают содержание небольших сказок, как знакомых, так и впервые прочитанных на занятии. В работе мной используется пересказ по серии опорных картинок. Сначала читается сказка, затем выделяется главное в сказке, после второго прочтения дети расставляют опорные картинки в нужном порядке, затем самостоятельно пересказывают произведение.

Также в работе используется такой приём по развитию речи, как рассказ от опорной картины. Для начала, дети учатся отвечать, на вопросы по содержанию картины, анализируя увиденное, обращая внимание на персонажей, их действия, а затем составляют короткий рассказ сначала все вместе, затем самостоятельно.

Положительное влияние оказывает составление рассказа по частям (последовательно). Дети рассказывают друг за другом по 2-3 предложения. Во время такого приёма удаётся спросить большее количество детей.

Так же большую роль в развитии связной речи играет использование малых форм фольклора в театрализованной деятельности (разыгрывание сказок по ролям, кукольный театр, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, необходимо создать соответствующую развивающую среду. В развивающую среду, куда включаются элементы русского фольклора : тематические книжные выставки, куклы – обереги, куклы в русских и национальных костюмах.

Таким образом, применение данных методов и приёмов позволяет добиваться высокой эффективности в работе по развитию связной речи, и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников способности к речевому творчеству Проблема формирования коммуникативно-речевой активности приобретает всё большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные.

Социальное развитие дошкольников «Сегодня всё большее количество детей в детских садах нуждается в коррекционной работе логопедов и психологов. Причин для этого предостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи дошкольников посредством малых форм фольклора
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 19:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи дошкольников посредством малых форм фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мизгулина (УИ 285754) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД