Вера Батакина
Формирование речевых навыков с применением здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование речевых навыков с применением здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми с ТНР
Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где вся практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить реальные результаты. Логопедическая практика показывает, что число детей с тяжелыми нарушениями речи (моторная и сенсорная алалия, заикание, ринолалия, дизартрия) с каждым годом увеличивается и приобретает массовый характер.
Публикация «Формирование речевых навыков с применением здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Логопедическая работа должна предполагать коррекцию не только логопедических нарушений, но и коррекцию личности детей в целом, т. к. у большинства дошкольников с проблемами в речевом развитии наблюдаются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания и зачастую мышления. Отсюда следует необходимость проведения комплексной коррекционно-оздоровительной работы с данной категорией детей.
Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса. Для осуществления лечебно-оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность разрабатывается соответствующий режим дня. Коррекционные логопедические занятия в детском саду должны проводиться в режиме смены динамических поз, для чего используются мольберты, магнитные доски, коврографы. Занятия с детьми могут проводится как за столами, так и на ковре, где дети имеют возможность сесть как им удобно.
Перемещение наглядно-дидактического и демонстрационного материала позволяет снимать мышечное напряжение глаз, формирует направленное сенсомоторное поведение, речевую активность, вызывает эмоциональный подъем и повышает заинтересованность детей на занятиях. Для снятия напряжения и расслабления глаз используются также схемы зрительно-двигательных траекторий (упражнения «Солнечный зайчик», «Блуждающие огоньки», «Шустрые мышки»).
Объем двигательной активности дополняется проведением физминуток, подвижных игр, минуток настроения, пальчиковой гимнастики, упражнениями психологической саморегуляции – релаксации и психогимнастики, некоторыми приемами самомассажа (точечный массаж, артикуляционной и дыхательной гимнастики.
После дневного сна проводится закрепление знаний, полученных на логопедических занятиях с применением здоровьесберегающих технологий. Дети под руководством воспитателя выполняют комплекс упражнений для бодрствования, точечный массаж и самомассаж живота, области груди, шеи, частей лица, артикуляционную гимнастику, массаж головы, рук, ног, принимаю воздушные ванны, ходят по рефлекторным дорожкам. Все это способствует активизации детей после сна, а также служит профилактикой различных заболеваний. Далее проводится индивидуальная работа с детьми по закреплению речевого материала, автоматизации и дифференциации проблемных звуков.
Также для сохранения и стимулирования здоровья используются такие технологии как стретчинг – растяжка мышц (техника особо рекомендуется детям с нарушениями осанки и плоскостопием) или Су-Джок терапия, стимулирующая биологически-активные точки, которые расположены на кистях рук, при этом используются различные приспособления – массажные мячики, шарики и кольца, грецкие орехи, шишки.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у дошкольников, их успокоения во время занятий, либо после их окончания проводится мышечная релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение ног, рук, мышц шеи, приоритетным в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются здоровьесберегающие и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку.
Таким образом, приоритетным в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают каждому ребенку возможность обрести уверенность в себе и улучшить результаты коррекции речи.
Литература
1. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М. : ТЦ Сфера, 2006
2. Мальгавко Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед», 2012- №1.
3. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». – СПб., 2003
4. Панфёрова И. В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М. : АРКТИ, 2005