Нина Жидкова
Формирование речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из актуальных вопросов в общей готовности к школе, по мнению ученых, является формирование речевой готовности. Важность этого вопроса отмечали Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Т. А. Ладыженская, А. А. Люблинская и другие [2, с. 13]. Проанализировав работы по проблеме готовности детей к обучению в школе, речевого развития детей, хотелось бы подчеркнуть, что речевая готовность связана с подготовкой ребенка к обучению грамоте, рассматривается как условие перехода ребенка от одной формы речи - письменной, к другой – устной, как условие перехода от интуитивного использования языковых единиц к осознанному.
Публикация «Формирование речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Речевая готовность дошкольников предполагает развитие разных сторон речи: звукопроизношение, обогащение словаря, грамматической правильности речи, выразительности речи, формирование устной литературной речи, умение рассказывать, передавать воспринятое в связном последовательном рассказе, т. е. развитие связной речи [1, с. 65].
В психолого-педагогических исследованиях различают общую и специальную речевую готовность. Общая готовность предполагает решение следующих задач:
- понимание ребенком обращенной к нему и реагирование на нее соответствующим образом;
- умение связно, свободно и понятно излагать свои мысли, сохраняя грамматическую правильность речи;
- овладение определенным словарным запасом;
- сформированность звуковой стороны речи [4, с. 113].
Специальная речевая готовность предполагает готовность к обучению грамоте (чтению и письму).
Основными направлениями работы при речевой подготовке дошкольников должны быть :
-формирование содержательной и связной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества, накопление и обогащение словаря;
- совершенствование грамматической правильности речи;
- развитие способностей к речевой деятельности;
- развитие элементарного осознания языковой деятельности;
- развитие умения ориентироваться в звуковой культуре слова;
- подготовка к обучению чтению и письму [3, с. 82].
Наша работа по формированию речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе строилась с учетом функций языка, имеющих большое значение для реализации любой деятельности ребенка.
Разрабатывая, формирующий этап исследования, мы определили перспективный план работы, который включал:
- повышение педагогического мастерства педагогов по формированию речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе;
- введение родителей в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения;
- внедрение методики формирования речевой готовности старших дошкольников обучению в школе с использованием деятельностного подхода.
План повышения педагогического мастерства педагогов строился с учетом дидактических целей и включал анализ методической литературы по теме «Формирование речевой готовности детей к обучению в школе»; семинары, деловые игры, учебно-познавательную деятельность с применением деятельностного подхода.
Работа с родителями строилась на основе коллективных и индивидуальных форм работы : тематические лекции, посещение родителями дошкольного образовательного учреждения с целью ознакомления с предметно-развивающей средой, оформление родительских уголков, беседы, консультации.
Опытно-экспериментальная работа с детьми осуществлялась в пяти направлениях:
- осознание основных единиц языка (слово, звук, предложение, тест);
- овладение речевым действием по выявлению и характеристике языковых единиц;
- оценка собственных действий с языковыми единицами и действий других детей с опорой на устную форму речи;
- овладение умением воспринимать информацию;
- овладение функциями языка.
Обозначенные направления работы взаимосвязаны, решаются в комплексе, пересекаются и не следуют друг за другом. Доминирующими формами организации экспериментальной работы являются игровая и учебно-познавательная деятельность.
С целью выявления эффективности проведенной работы по окончании формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей. Проверка эффективности разработанной методики формирования речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе с использованием деятельностного подхода осуществлялась путем сопоставления уровня речевого развития детей экспериментальной и контрольной групп. На этапе контрольного эксперимента применялась модифицированная диагностическая методика констатирующего эксперимента.
Данные контрольного эксперимента показывают, что применения методики формирования речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе с использованием деятельностного подхода, включающей этапы формирования речи, применение игровой и учебно-познавательной видов деятельности, обеспечивает повышение уровня речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Список использованной литературы:
1. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М. : Просвещение, 1957.
2. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М. : МПИ, Воронеж, 2001.
3. Казарцева О. Н. Культура речевого общения : теория и практика обучения. М. : Флинта, 1999.
4. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. – Москва, издательство «Ювента», 2009 – 147 с.