Туяна Цыбикжапова
Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкой моторикой принято называть совокупность связанных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Вопрос развития мелкой моторики детей достаточно актуален на сегодняшний день. Это многократно отмечается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обоснована их возрастными психологическими и физиологическими особенностями. В раннем возрасте достаточно активно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, это, в свою очередь, расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Публикация «Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень становления речи детей напрямую зависит от сформированности движений мелкой моторики. Если развитие движений пальцев будет отставать, то задержится и речевое развитие, однако общая моторика при этом может быть даже выше нормы. Многочисленными исследованиями доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Преподаватели и специалисты по психологии, которые занимаются проблемами развития дошкольников и младших школьников единогласно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, потому как с помощью неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, фантазия, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно также по причине того, что в жизни, ребенку понадобятся точные координированные движения, например, чтобы одеваться, и выполнять различные бытовые и любые другие действия.
Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые и специалисты. Восточные врачи установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.
Интересным фактом является то, что специалисты института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук, доказали, уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях у В. М. Бехтерева - отечественного физиолога. Он указывал на воздействие манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, становление речи. Лёгкие движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение множества звуков, а следовательно, развивать речь ребенка. Известный исследователь детской речи - Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие развивается нормально.
К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от простых жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, может зависеть почерк человека.
Ещё одним любопытным фактом, является то, что речь - один из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.
В наше время можно заметить такую закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, может помочь себе, непроизвольно высовывая язык.
Исследователями различных государств установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Оказывается, при рассмотрении снимка головного мозга, станет ясно, что речевая область находится рядом с двигательной, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Мелкую моторику рук развивают : пальчиковая гимнастика, упражнения с массажным мячом, пальчиковый театр, игры с конструктором, мозаикой, пазлами, пластилинография, игры моталочки, игры со счетными палочками, ниткография, вырезальный тренажер, рисование пальчиками, ладонью, упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты, игры с песком и водой. Также игры с предметами домашнего обихода:
*с макаронными изделиями, с крупой
*с прищепками
*с резинками, бусами, заколками,
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и так далее). Такие упражнения помогут укрепить ладони и пальцы, развить мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные именно на мелкую моторику.
Ребенок, у которого высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты внимание, память и речь.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, позитивно воздействует на речевые зоны коры головного мозга, и, самое главное – способствует сохранению физиологического и психического здоровья ребенка.