Юлия Мельникова
Формирование развивающей предметно-пространственной образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной темы в том, что в настоящее время, в период цифровизации образования, развивающая предметно пространственная среда дошкольной образовательной организации является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта
Публикация «Формирование развивающей предметно-пространственной образовательной среды» размещена в разделах
Все Вы знаете, что в профессиональную деятельность педагогов дошкольного образования введен нормативный правовой акт, определяющий содержание отечественного Дошкольного Образования – Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022 № 71847).
Так же все ознакомились с письмом Минпросвещения РФ от 13.02.2023г № ТВ-413/03 «О направлении рекомендаций» и самими Рекомендациями по формированию инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ Дошкольного Образования.
Минпросвещения РФ и Российская Академия Образования опубликовали рекомендации по формированию инфраструктуры детского сада.
Рекомендации размещены на официальных сайтах Минпросвещения России(https://docs.edu.gov.ru/document/f4f7837770384bfa1faa1827ec8d72d4/) и федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт возрастной физиологии Российской академии образования" (https://ivfrao.ru/wp-content/uploads/2022/12/rekomendaczii-1.pdf)
Применение Рекомендаций позволит унифицировать требования к приобретаемому оборудованию и учебно-методическим материалам, гарантировать их соответствие ФГОС ДО, обеспечить комплексную безопасность пребывания ребенка в ДОО. При этом данные Рекомендации не являются требованиями, выполнение которых подлежит контролю при проведении проверок в ДОО органами государственного контроля (надзора). Вместе с тем Рекомендации призваны помочь ДОО соотнести свою деятельность, ее материально-техническое оснащение с требованиями ФГОС ДО. При разработке Рекомендаций было принято во внимание, что дошкольное образование (далее - ДО) является уровнем общего образования и организация инфраструктуры ДОО должна строиться на основе преемственности педагогических технологий, взаимодействия детей и взрослых, принципа сотрудничества педагогов ДО и учителей начального общего образования, обмена необходимой информацией и совместной разработки содержания образовательных программ, предоставления воспитанникам доступа ко всем образовательным пространствам образовательной организации.
Что же входит в РППС.
Развивающая Предметно Пространственная Среда — часть образовательной среды детского сада, включающая специально организованное пространство – помещения, участок и т. п., материалы, оборудование и инвентарь для развития детей
(регламентирован п. 2.1 Рекомендаций Минпросвещения и РАО от 26.12.2022).
Приложение 6. Рекомендаций по формированию инфраструктуры ДОО предлагает примерные перечни оборудования и средств обучения.
1) инвариантную, обеспечивающую решение задач ФГОС ДО в процессе реализации ФОП ДО;
2) вариативную, учитывающую социокультурные и региональные особенности детского сада.
Российской академией образования предложены чек листы где предлагается разделить комплектующие РППС на две части:
Инвариантная часть РППС включает:
• научно-методическое сопровождение образовательного процесса, которое позволяет использовать РППС в обучении и воспитании;
• оборудование и средства, позволяющие реализовать обязательную часть ОП ДО;
• дополнительные комплектующие, позволяющие обеспечить преемственность между детским садом и школой, создать инклюзивную среду и решить другие задачи детского сада.
Вариативная часть включает:
• локальные акты, обосновывающие вариативную часть инфраструктуры;
• программы, отражающие специфику детского сада, в том числе АООП для детей с ОВЗ, парциальные программы, программы дополнительного образования и др. ;
• оборудование и средства обучения и воспитания для реализации части ОП, формируемой участниками образовательных отношений.
При выборе учебно-методических материалов необходимо ориентироваться на ФОП ДО. В Федеральную программу входят пособия по организации образовательного процесса для всех возрастных групп воспитанников – от 2 месяцев до 8 лет, по всем образовательным областям. Дополнительно ФОП ДО содержит пособия по педагогической диагностике и рекомендации по тематическому планированию образовательного процесса в детском саду. При этом учебно-методические материалы могут включать все виды учебных изданий, обеспечивающие реализацию ООП ДО и соответствующие ГОСТ Р 7.0.60-2020
(п. 4.3 Рекомендаций Минпросвещения и РАО от 26.12.2022).