Ирина Гагарина
Формирование психологической готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек
▼ Скачать + Заказать документы
Статья в сборнике "Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании" Материалы III международной научно-практической конференции (апрель 2019 года)
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Публикация «Формирование психологической готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Аннотация. В статье рассмотрена проблема различий в психологической готовности мальчиков и девочек. Проведена комплексная диагностика готовности к школьному обучению, на основе которой выявлено, что готовность девочек выше, чем у мальчиков по всем исследуемым параметрам.
Ключевые слова: психологическая готовность к обучению в школе, мальчики, девочки.
Проблема психологической готовности ребенка к школе является ключевой для ребенка, поступающего в школу, она обсуждается как ФГОС ДО, так и ФГОС НО. Формирование психологической готовности рассматривается как необходимое условие осуществление преемственности между дошкольным и школьным уровнями образования.
В современных условиях развития науки и практики становятся очевидными следующие
противоречия в концепции психологической готовности к обучению в школе. Она рассматривается как новообразование семи лет, но фактически не изучаются ее предпосылки, кроме того, признается, что психологическая готовность к обучению – результат общего психического развития ребенка, но дети с нормальным психическим развитием могут оказаться неготовым к школьному обучению.
Цель работы - изучить психологическую готовность к школьному обучению у мальчиков и девочек.
Гипотеза: психологическая готовность к школьному обучению по-разному представлена у
мальчиков и девочек, а именно:
1. Девочки демонстрируют более высокую психологическую готовность к школьному
обучению.
2. Существует значимость различий по всем исследуемым параметрам.
Исследование было проведено на базе МДОУ №4, города Любима Ярославской области. В нем приняли участие дети подготовительной группы. Выборку составили дети от 6 до 7 лет, 10 девочек и 10 мальчиков. Для исследования психологической готовности были использованы следующие комплексные психодиагностические методики :
1. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения -
Н. Семаго, М. Семаго.
2. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека.
В результате проведенного нами исследования девочки по всем заданиям и субтестам показали результаты лучше, чем мальчики, так как у девочек более интенсивное психическое развитие, у мальчиков слабее сформирована произвольность. Они часто отвлекались от заданий, требовалась дополнительная помощь.
Для выявления различий показателей между мальчиками и девочками мы использовали непараметрический статистический критерий Манна-Уинти. Были выявлены следующие уровни значимости различий: 4 задание «Шифровка» (р0.05, 5 задание «Рисунок человека» (р0.05, 2 субтест «Копирование фраз из письменных букв» (р0.05, 3 субтест «Срисовывание точек» (р0.05).
Отметим, что субтесты «Срисовывание точек» и «Копирование фразы из письменных букв» имеют некоторое сходства по проверяемым компонентам. Оба теста диагностируют сформированность графического навыка у ребенка, мелкую моторику руки, умение ориентироваться на листе, удержание письменного предмета. Однако «Срисовывание точек» так же дает информацию о степени развития произвольности у ребенка. В данном случае так же наблюдается значимость различий (р0.05).
Результаты теста «Рисунок человека» значимо различаются у мальчиков и девочек, что дает
основание выявить не только более высокий уровень сформированности графического навыка, но и запас знаний об окружающем мире, общую осведомленность, большую эмоциональную сензитивность.
Задание «Шифровка» позволяет судить о том, насколько хорошо ребенок принимает учебную задачу, как долго способен ее удерживать в сознании. Здесь так же девочки показали результаты значимо более высокие по сравнению с мальчиками.
Важно отметить, что не обнаружено значимых отличий по опроснику в тесте Керна-Йирасека. Как известно, данный опросник позволяет сделать вывод об особенностях мышления: как представлены анализ, синтез, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать. Это позволяет говорить об примерно в равной степени развитом вербальном интеллекте (словесно-логическом мышлении) и операциях мышления.
Гипотеза подтвердилась частично, так как девочки, действительно, демонстрируют более высокую психологическую готовность к обучению в школе, чем мальчики, однако значимость различий выявлена не по всем исследованным параметрам психологической готовности к школе.
Библиографический список
1. Карпова, Е. В. Феномен «антимотивационного пика» в процессе школьного онтогенеза /
Е. В. Карпова //Ярославский педагогический вестник – 2008, №2 (55, с. 66-70
2. Корнеева, Е. Н. Содержание учебно-методических комплексов как средство конструирования гендерной идентичности младших школьников / А. И. Коротаева, Е. Н. Корнеева // Ярославский педагогический вестник – 2015 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки, с. 106- 110.
3. Коротаева, А. И. Динамика развития гендерной идентичности младших школьников / А. И. Коротаева // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки, с. 241-244.
4. Семаго, Н. Я., Семаго М. М. Диагностический комплект психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — М. : АПКиПРО, 2007-121 с.