МААМ-картинки

Формирование психологической готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек

Ирина Гагарина
Формирование психологической готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек
▼ Скачать + Заказать документы

Статья в сборнике "Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании" Материалы III международной научно-практической конференции (апрель 2019 года)

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Публикация «Формирование психологической готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек» размещена в разделах

Аннотация. В статье рассмотрена проблема различий в психологической готовности мальчиков и девочек. Проведена комплексная диагностика готовности к школьному обучению, на основе которой выявлено, что готовность девочек выше, чем у мальчиков по всем исследуемым параметрам.

Ключевые слова: психологическая готовность к обучению в школе, мальчики, девочки.

Проблема психологической готовности ребенка к школе является ключевой для ребенка, поступающего в школу, она обсуждается как ФГОС ДО, так и ФГОС НО. Формирование психологической готовности рассматривается как необходимое условие осуществление преемственности между дошкольным и школьным уровнями образования.

В современных условиях развития науки и практики становятся очевидными следующие

противоречия в концепции психологической готовности к обучению в школе. Она рассматривается как новообразование семи лет, но фактически не изучаются ее предпосылки, кроме того, признается, что психологическая готовность к обучению – результат общего психического развития ребенка, но дети с нормальным психическим развитием могут оказаться неготовым к школьному обучению.

Цель работы - изучить психологическую готовность к школьному обучению у мальчиков и девочек.

Гипотеза: психологическая готовность к школьному обучению по-разному представлена у

мальчиков и девочек, а именно:

1. Девочки демонстрируют более высокую психологическую готовность к школьному

обучению.

2. Существует значимость различий по всем исследуемым параметрам.

Исследование было проведено на базе МДОУ №4, города Любима Ярославской области. В нем приняли участие дети подготовительной группы. Выборку составили дети от 6 до 7 лет, 10 девочек и 10 мальчиков. Для исследования психологической готовности были использованы следующие комплексные психодиагностические методики :

1. Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения -

Н. Семаго, М. Семаго.

2. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека.

В результате проведенного нами исследования девочки по всем заданиям и субтестам показали результаты лучше, чем мальчики, так как у девочек более интенсивное психическое развитие, у мальчиков слабее сформирована произвольность. Они часто отвлекались от заданий, требовалась дополнительная помощь.

Для выявления различий показателей между мальчиками и девочками мы использовали непараметрический статистический критерий Манна-Уинти. Были выявлены следующие уровни значимости различий: 4 задание «Шифровка» (р0.05, 5 задание «Рисунок человека» (р0.05, 2 субтест «Копирование фраз из письменных букв» (р0.05, 3 субтест «Срисовывание точек» (р0.05).

Отметим, что субтесты «Срисовывание точек» и «Копирование фразы из письменных букв» имеют некоторое сходства по проверяемым компонентам. Оба теста диагностируют сформированность графического навыка у ребенка, мелкую моторику руки, умение ориентироваться на листе, удержание письменного предмета. Однако «Срисовывание точек» так же дает информацию о степени развития произвольности у ребенка. В данном случае так же наблюдается значимость различий (р0.05).

Результаты теста «Рисунок человека» значимо различаются у мальчиков и девочек, что дает

основание выявить не только более высокий уровень сформированности графического навыка, но и запас знаний об окружающем мире, общую осведомленность, большую эмоциональную сензитивность.

Задание «Шифровка» позволяет судить о том, насколько хорошо ребенок принимает учебную задачу, как долго способен ее удерживать в сознании. Здесь так же девочки показали результаты значимо более высокие по сравнению с мальчиками.

Важно отметить, что не обнаружено значимых отличий по опроснику в тесте Керна-Йирасека. Как известно, данный опросник позволяет сделать вывод об особенностях мышления: как представлены анализ, синтез, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать. Это позволяет говорить об примерно в равной степени развитом вербальном интеллекте (словесно-логическом мышлении) и операциях мышления.

Гипотеза подтвердилась частично, так как девочки, действительно, демонстрируют более высокую психологическую готовность к обучению в школе, чем мальчики, однако значимость различий выявлена не по всем исследованным параметрам психологической готовности к школе.

Библиографический список

1. Карпова, Е. В. Феномен «антимотивационного пика» в процессе школьного онтогенеза /

Е. В. Карпова //Ярославский педагогический вестник – 2008, №2 (55, с. 66-70

2. Корнеева, Е. Н. Содержание учебно-методических комплексов как средство конструирования гендерной идентичности младших школьников / А. И. Коротаева, Е. Н. Корнеева // Ярославский педагогический вестник – 2015 – № 1 – Том II (Психолого-педагогические науки, с. 106- 110.

3. Коротаева, А. И. Динамика развития гендерной идентичности младших школьников / А. И. Коротаева // Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки, с. 241-244.

4. Семаго, Н. Я., Семаго М. М. Диагностический комплект психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — М. : АПКиПРО, 2007-121 с.

Публикации по теме:

Анализ интеллектуальной готовности к школьному обучению В последнее время уделяется много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к школьному обучению Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к школьному обучению через реализацию тематических проектов и связь с социумом.

Основные аспекты готовности ребенка к школьному обучению Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние.

Роль социального интеллекта в психологической готовности к обучению у дошкольников Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи,.

Формирование готовности к школьному обучению, стремления к новой социальной позиции, развитие детского самосознания Детский сад - первая и ответственная ступень Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет.

Формирование готовности дошкольника к школьному обучению Я хочу поделиться своей статьей, с которой я выступала на Всероссийской научно-практической конференции Формирование готовности дошкольника.

Консультация для родителей «Психологические аспекты готовности ребенка к школьному обучению» Поступление в школу – знаменательное и важное событие в жизни. Его ждут с нетерпением и тревогой. Вся семья надеется, что вчерашний малыш.

Консультация «Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению» Современная возрастная психология, признающая качественные (а не только количественные) изменения личности ребенка в процессе его психического.

Перспективный план работы с детьми 6–7 лет по формированию готовности к школьному обучению № Мероприятие Задачи Сроки 1. Рассматривание старого Букваря, Азбуки, тетрадей, грамот, фотографий родителей. Рассказ воспитателя о своём.

Проблемы готовности к школьному обучению УДК 373. 291 Бакланова Т. Н. студентка 5 курса Тюменского Государственного Университета Институт педагогики психологии Профиль: начальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование психологической готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек
Опубликовано: 27 августа 2019 в 20:33
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование психологической готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гагарина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД