Папки-передвижки

Формирование психологического здоровья дошкольников

Клавдия Петровна Дроздетская
Формирование психологического здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является обеспечение психического здоровья детей, которое одновременно является условием благоприятного личностного развития ребенка. Прежде всего, следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье».

Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.

Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие :

Публикация «Формирование психологического здоровья дошкольников» размещена в разделах

-поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;

-социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;

-положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

-равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;

-доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. Один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье.

Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя её.

Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И. В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им присущи оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Обобщенный портрет психологически здорового человека – это, прежде всего творческий, жизнерадостный, весёлый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. По мнению И. В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (добро, красота, истина). Таким образом, если у человека нет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

Задачи психологической поддержки :

1. обуение положительному взаимоотношению и принятию других людей;

2. обучение рефлексивным умениям;

3. формирование потребности в саморазвитии.

Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются :

1. проведение специально разработанных психологических занятий с детьми;

2. упражнения;

3. психологические игры;

4. этюды;

5. решение проблемно-практических ситуаций;

6. элементы арттерапии;

7. игры-драматизации;

8. подвижные игры;

9. чтение и анализ сказок;

10. беседы;

11. творческие игры;

12. сочинение сказок;

13. коллекивное рисование.

Само формирование психологического здоровья включает в себя несколько структурных компонентов:

-положительный эмоциональный фон развития, включённый во все виды деятельности;

-формирование и развитие познавательной сферы;

-чёткое определение в развитии черт характера и темперамента;

-формирование личности, как таковое.

Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте формировать все аспекты душевного покоя для положительной динамики личностного роста детей.

Психологического здоровья детей в дошкольном учреждении строится :

-на положительном эмоциональном состоянии ребёнка;

-на дозволенности ребёнку само реализовываться и само утверждаться;

-на развитии у ребёнка коммуникативной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребёнка;

-на развитии и формирование эмпатии (сопереживании);

-на частичной «ликвидации» или «подавлении» определё нных черт характера: агрессивность, страхи, робость, застенчивость, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость.

Рекомендации по формированию психологического здоровья детей в дошкольном учреждении :

-развивайте у детей эмоциональную сферу;

-способствуйте развитию у ребёнка правильно распознавать собственные эмоции и владеть ими;

-помогите ребёнку овладеть способностями распознавания чувства и эмоции других;

-развивайте у ребёнка чувства эмпатии (сопереживания);

-дайте понять ребёнку, что вы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь, что бы не случилось. Так, ребёнок будет знать, что он может вам довериться и всё рассказать о своих чувствах и переживаниях. А вы, в свою очередь, сможете ему помочь!

-проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком. Восхищайтесь инициативой, самостоятельностью – это способствует формированию и развитию у него чувства собственного достоинства и развитию в потребности личностного роста.

-развивайте у ребёнка коммуникативные способности (навыки общения). Это поможет ребёнку сплотиться с группой, а также настроит ребёнка на адекватное мировоззрение любой непредвиденной ситуации.

-повышайте самооценку ребёнка;

-хвалите ребёнка за правильно выполненную работу, за хорошее поведение;

-научите детей относиться к себе с уважением;

-окружайте детей тем, что имеет на них положительное влияние;

-постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребёнка;

-чаще говорите при детях и взрослых о его достоинствах;

Педагог является одним из главных звеньев в воспитании детей. Он может достаточно профессионально найти подход к каждому ребёнку и сформировать в нём те качества, которые в дальнейшем послужат более благополучному и успешному формированию личностного развития ребёнка, что приводит к формированию полноценного психологического здоровья детей!

Список литературы

1. Стожарова М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М. Ю. Стожарова. – Ростов н/ Д: Феникс, - 2007. – 208с. (Школа развития)

2. Практическая психология для педагогов и родителей. – СПб. : Дидактика Плюс, 2000.

3. Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М. : Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2001.

Публикации по теме:

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника Аннотация к мультимедийной презентацииПрезентация посвящена актуальной, на сегодняшний день, проблеме процесса обучения и воспитания. Последовательно.

Здоровьесбережение дошкольников второй младшей группы ВАЖНО ЗНАТЬ! Проблема  здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование психологического здоровья дошкольников
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 09:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование психологического здоровья дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Клавдия Петровна Дроздетская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД