Татьяна Горбунова
Формирование пространственных представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В работах Семенович А. В. отмечается, что пространственные представления актуализируются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, которые обеспечивают ориентировку в пространстве, правильную организацию действий в пространстве.
Взаимосвязь правого и левого полушарий и система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе физиологического развития: лежания, сидения, ползания, стояния - база для формирования пространственных представлений.
Темочки:
Пространственные представления являются одной из наиболее рано дебютирующих, но долго формирующихся в онтогенезе психических функций.
Считается, что первой и важной предпосылкой для формирования и развития пространственных представлений является накопление знаний и опыта об окружающем мире, т. к. познание пространства расширяется при накоплении жизненного опыта и знаний о предметах окружения.
А. В. Семенович была разработана структура пространственных представлений, которая состоит из четырёх основных уровней, каждый из которых, включает несколько подуровней, которые в ходе развития ребенка пересекаются во времени. В ее основе лежит последовательность овладения ребенком пространственными представлениями в онтогенезе.
Первый уровень формирования пространственных представлений происходит за счет ощущений относительно собственного своего тела: сначала у ребенка формируется понимание пространства с помощи своего тела: ребенок начинает понимать, что означает вверху, рядом и другие представления только после того, как это поймет его тело.
В работах Мухиной В. С. так же отмечается, что собственное тело ребенка является для него центром, некой «точкой отсчета», по отношению к которой первоначально ребенок может определять направления за счет тактильных ощущений, ощущений напряжения и расслабления мышц, ощущения взаимодействия тела с внешним пространством.
Второй уровень развития пространственных представлений происходит за счет взаимоотношения внешних объектов и тела, которые подразделяются на:
топологические представления (о нахождении того или иного предмета);
координатные представления (о нахождении предметов с использованием понятий «верх» - «низ», «с какой стороны»);
метрические представления (о нахождении того или иного предмета)
представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в окружающем пространстве.
Развитие пространственных представлений в следующей последовательности: сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали, и в самую последнюю очередь формируются представления о правой и левой стороне.
В конце развития данного этапа формируется целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между собственным телом и объектами.
Третий уровень характеризуется вербализацией пространственных представлений.
Озвучивание пространственных представлений соотносится с законами развития движения в онтогенезе. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов, как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу появляются в речи ребенка позднее.
Четвертый уровень наиболее сложный и поздно формирующийся как речевая деятельность, являясь в тоже время является одной из составляющих стиля мышления и характеризует когнитивное развитие ребенка: понимание пространственно-временных и причинно-след-ственных отношений и связей.
Мусейибова Т. А. в своих работах указывала, что развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни человека и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.
Система её работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает :
1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;
2) ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов : передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;
3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям : вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;
4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;
5) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;
6) определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;
7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.