Ольга Головина
Формирование профессиональных компетенций педагогов посредством современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Высокая степень изменений в сфере образования предполагает нестандартные подходы и использование современных эффективных форм организации образовательного процесса, нацеленных на успешную социализацию ребенка, формирование единства его духовных, физических и интеллектуальных качеств. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения включают требования к кадровым условиям. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено : «У педагогического работника, реализующего образовательную программу ДОУ, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста». Гармоничное формирование ребенка и гарантия его успешности в процессе обучения подразумевает высокий уровень развития профессиональной компетентности воспитателей.
Публикация «Формирование профессиональных компетенций педагогов посредством современных образовательных технологий» размещена в разделах
Формирование новой модели выпускника детского сада влечет за собой изменение функций педагога и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, то есть изменяется подход к программе, условиям и результатам воспитания. Теперь педагог является организатором интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка. Поэтому воспитатель должен владеть огромным багажом знаний и элементов инновационной деятельности; умением доступно и интересно преподносить материал. А также обладать личностными качествами: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим. Таким образом, для успешной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.
Педагогический коллектив детского сада целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания, внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и формированию профессиональных компетенций.
К основным составляющим профессиональных компетенций воспитателей в соответствии с ФГОС ДО относятся:
коммуникативная компетентность; (на слайде)
интеллектуально-педагогическая компетентность;
психолого-педагогическая компетентность.
компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса;
ИКТ-компетентность;
компетентность в создании предметно-пространственной среды;
презентационная компетентность.
Формирование профессиональных компетенций и взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, педагоги, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести :
• здоровьесберегающие технологии; (на слайде)
• технологии проектной деятельности;
• технология исследовательской деятельности;
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• игровые технологии.
- на слайде. (практическое владение приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
В нашем учреждении коммуникативная компетентность формируется в использовании технологии проектной деятельности. Педагоги, активно использующие ее в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная жизнедеятельность позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей. Педагогическое проектирование позволяет воспитателям интегрировать сведения из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике. Метод проектов развивает у педагогов любознательность, стремление к творческим достижениям и способность работать в команде.
- на слайде. (умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности)
Интеллектуально-педагогическая компетентность педагогов формируется в использовании игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе. Для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста воспитатели широко применяют популярную методику Вячеслава Воскобовича, так как ее важным принципом является игра с пользой для интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов. Педагоги используют кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры и помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Созданные своими руками пособия используются в образовательной и самостоятельной деятельности. Применение игровых технологий развивает у педагогов креативность, нестандартность мышления, восприимчивость к новому и высокий инновационный потенциал.
- на слайде (знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования).
Психолого-педагогическая компетентность формируется в использовании личностно-ориентированных технологий. Она помогает педагогам в организации собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка и группы, в определении целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Данная технология хорошо реализовывается в сенсорной комнате, где дети могут психологически разгрузиться, отдохнуть. В музыкальном и физкультурном залах, зимнем саду, комнате сказок и театра, изостудии, воспитанники могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, созданию условий для творчества личности. Личностно-ориентированная технология реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагоги и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам.
- на слайде (создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса).
Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса формируется у педагогов в использовании здоровьесберегающих технологий. Они направлены на развитие культуры здоровья педагогов, потребности к здоровому образу жизни, сохранение и охрану здоровья детей. Технологии формируют у воспитателей стремление к самосовершенствованию, заинтересованность в развитии физических качеств детей, психическом и социальном здоровье ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
- на слайде (умение владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе).
ИКТ-компетентность наших педагогов формируется в использовании информационно-коммуникационных технологий. Они помогают решать профессиональные педагогические задачи с помощью систематического использования технических средств. Это подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов; обмен опытом, знакомство с литературой, наработками других педагогов; оформление групповой документации, отчетов; создание презентаций для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе развивает у педагогов постоянное стремление совершенствовать профессиональные умения и углублять знания об особенностях формирования личности ребенка, методах и формах работы.
- на слайде (анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, оснащение предметно-развивающей среды с учетом индивидуальных особенностей детей)
Компетентность в создании предметно-пространственной среды формируется в использовании технологии исследовательской деятельности и в организации детских сообществ, стимулировании процессов саморегулирования детей с предоставлением им материалов, времени и места для выбора и планирования их собственной деятельности. Педагоги предоставляют детям широкий спектр центров для развития творческого потенциала, познавательных и индивидуальных возможностей. Воспитатели проявляют фантазию, воображение, способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности.
- на слайде (умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических объединениях разного уровня).
Презентационная компетентность развивается в использовании технологии портфолио дошкольника и воспитателя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. Технология обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.
Использование современных образовательных технологий в нашем учреждении способствуют формированию профессиональных компетентностей педагогов.
Педагоги активно повышают свой профессиональный уровень, проходя курсы повышения квалификации и переподготовку, посещая районные методические объединения, школу молодого педагога, участвуют в вебинарах, семинарах, принимают активное участие в конкурсах различного уровня, занимают призовые места, получают благодарственные письма за подготовку воспитанников в мероприятиях и выставках. Обобщают опыт работы на уровне детского сада и района, разрабатывают методические рекомендации по темам самообразования для педагогов. Все это играет большую роль в повышении профессиональных компетенций.
Можно сделать следующий вывод:
1. Образовательный уровень педагогического состава учреждения можно считать высоким, так как 85 % педагогов имеют высшее образование, что позволяет сделать вывод о стремлении профессионального развития.
2. Квалификационный уровень педагогов характеризуется стажем работы и категорией по результатам аттестации.
3. Оценка профессиональной компетентности педагогов проводилась в соответствии с методикой Н. В. Афонькиной «Диагностическая карта профессиональной компетентности педагога ДОУ». Представленные данные говорят о положительной динамике в развитии профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. Высокий уровень компетентности составил 20,7%, средний 62,1%.
Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма и мастерства.