Приложение МААМ

Формирование профессиональных компетенций педагогов посредством современных образовательных технологий

Ольга Головина
Формирование профессиональных компетенций педагогов посредством современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Высокая степень изменений в сфере образования предполагает нестандартные подходы и использование современных эффективных форм организации образовательного процесса, нацеленных на успешную социализацию ребенка, формирование единства его духовных, физических и интеллектуальных качеств. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения включают требования к кадровым условиям. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено : «У педагогического работника, реализующего образовательную программу ДОУ, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста». Гармоничное формирование ребенка и гарантия его успешности в процессе обучения подразумевает высокий уровень развития профессиональной компетентности воспитателей.

Публикация «Формирование профессиональных компетенций педагогов посредством современных образовательных технологий» размещена в разделах

Формирование новой модели выпускника детского сада влечет за собой изменение функций педагога и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, то есть изменяется подход к программе, условиям и результатам воспитания. Теперь педагог является организатором интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка. Поэтому воспитатель должен владеть огромным багажом знаний и элементов инновационной деятельности; умением доступно и интересно преподносить материал. А также обладать личностными качествами: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим. Таким образом, для успешной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.

Педагогический коллектив детского сада целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания, внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и формированию профессиональных компетенций.

К основным составляющим профессиональных компетенций воспитателей в соответствии с ФГОС ДО относятся:

коммуникативная компетентность; (на слайде)

интеллектуально-педагогическая компетентность;

психолого-педагогическая компетентность.

компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса;

ИКТ-компетентность;

компетентность в создании предметно-пространственной среды;

презентационная компетентность.

Формирование профессиональных компетенций и взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, педагоги, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

• здоровьесберегающие технологии; (на слайде)

технологии проектной деятельности;

технология исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные технологии;

• личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

• игровые технологии.

- на слайде. (практическое владение приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

В нашем учреждении коммуникативная компетентность формируется в использовании технологии проектной деятельности. Педагоги, активно использующие ее в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная жизнедеятельность позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей. Педагогическое проектирование позволяет воспитателям интегрировать сведения из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике. Метод проектов развивает у педагогов любознательность, стремление к творческим достижениям и способность работать в команде.

- на слайде. (умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности)

Интеллектуально-педагогическая компетентность педагогов формируется в использовании игровых технологий в воспитательно-образовательном процессе. Для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста воспитатели широко применяют популярную методику Вячеслава Воскобовича, так как ее важным принципом является игра с пользой для интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов. Педагоги используют кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры и помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Созданные своими руками пособия используются в образовательной и самостоятельной деятельности. Применение игровых технологий развивает у педагогов креативность, нестандартность мышления, восприимчивость к новому и высокий инновационный потенциал.

- на слайде (знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования).

Психолого-педагогическая компетентность формируется в использовании личностно-ориентированных технологий. Она помогает педагогам в организации собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка и группы, в определении целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Данная технология хорошо реализовывается в сенсорной комнате, где дети могут психологически разгрузиться, отдохнуть. В музыкальном и физкультурном залах, зимнем саду, комнате сказок и театра, изостудии, воспитанники могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, созданию условий для творчества личности. Личностно-ориентированная технология реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагоги и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам.

- на слайде (создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса).

Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса формируется у педагогов в использовании здоровьесберегающих технологий. Они направлены на развитие культуры здоровья педагогов, потребности к здоровому образу жизни, сохранение и охрану здоровья детей. Технологии формируют у воспитателей стремление к самосовершенствованию, заинтересованность в развитии физических качеств детей, психическом и социальном здоровье ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

- на слайде (умение владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе).

ИКТ-компетентность наших педагогов формируется в использовании информационно-коммуникационных технологий. Они помогают решать профессиональные педагогические задачи с помощью систематического использования технических средств. Это подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов; обмен опытом, знакомство с литературой, наработками других педагогов; оформление групповой документации, отчетов; создание презентаций для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе развивает у педагогов постоянное стремление совершенствовать профессиональные умения и углублять знания об особенностях формирования личности ребенка, методах и формах работы.

- на слайде (анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, оснащение предметно-развивающей среды с учетом индивидуальных особенностей детей)

Компетентность в создании предметно-пространственной среды формируется в использовании технологии исследовательской деятельности и в организации детских сообществ, стимулировании процессов саморегулирования детей с предоставлением им материалов, времени и места для выбора и планирования их собственной деятельности. Педагоги предоставляют детям широкий спектр центров для развития творческого потенциала, познавательных и индивидуальных возможностей. Воспитатели проявляют фантазию, воображение, способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности.

- на слайде (умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических объединениях разного уровня).

Презентационная компетентность развивается в использовании технологии портфолио дошкольника и воспитателя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. Технология обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.

Использование современных образовательных технологий в нашем учреждении способствуют формированию профессиональных компетентностей педагогов.

Педагоги активно повышают свой профессиональный уровень, проходя курсы повышения квалификации и переподготовку, посещая районные методические объединения, школу молодого педагога, участвуют в вебинарах, семинарах, принимают активное участие в конкурсах различного уровня, занимают призовые места, получают благодарственные письма за подготовку воспитанников в мероприятиях и выставках. Обобщают опыт работы на уровне детского сада и района, разрабатывают методические рекомендации по темам самообразования для педагогов. Все это играет большую роль в повышении профессиональных компетенций.

Можно сделать следующий вывод:

1. Образовательный уровень педагогического состава учреждения можно считать высоким, так как 85 % педагогов имеют высшее образование, что позволяет сделать вывод о стремлении профессионального развития.

2. Квалификационный уровень педагогов характеризуется стажем работы и категорией по результатам аттестации.

3. Оценка профессиональной компетентности педагогов проводилась в соответствии с методикой Н. В. Афонькиной «Диагностическая карта профессиональной компетентности педагога ДОУ». Представленные данные говорят о положительной динамике в развитии профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. Высокий уровень компетентности составил 20,7%, средний 62,1%.

Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма и мастерства.

Публикации по теме:

Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС доАнализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС до Тема моей презентации: «Анализ современных образовательных программ для ДОО в соответствии с ФГОС ДО»Необходимо помнить, что воспитательно.

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Конспект НОД по ПДД с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошк-го возраста «Наша улица» Конспект открытой нод по правилам дорожного движения с использованием современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсахПовышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Повышение педагогического мастерства посредством участия педагога в профессиональных конкурсах Освоить практически любой новый навык сейчас.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС. В помощь аттестующимся воспитателям Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно - образовательном процессе воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование профессиональных компетенций педагогов посредством современных образовательных технологий
Опубликовано: 15 апреля 2022 в 15:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование профессиональных компетенций педагогов посредством современных образовательных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Головина (УИ 2965530) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД