Любовь Наумова
Формирование профессионально-методических знаний и умений педагога как цель работы по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». (Н. А. Рубакин - известный русский библиограф-энциклопедист)
Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы затронем важную проблему, мы поговорим с вами о роли самообразования в работе педагога дошкольного образования.
«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим». (К. С. Станиславский)
Публикация «Формирование профессионально-методических знаний и умений педагога как цель работы по самообразованию» размещена в разделах
Мы живем в мире стремительно развивающихся инновационных технологий, и современный педагог дошкольного образовательного учреждения должен быть в курсе актуальных тенденций развития.
Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие на сегодняшний день признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании все время возрастает. Для профессиональной деятельности педагога (воспитателя) сегодня недостаточно просто работать в образовательной организации, знать свой предмет и владеть методикой.
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным»
(А. Дистервег)
(Выдающийся немецкий педагог середины XIX века Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег. Его называли «немецким Песталоцци»)
Педагог ДОУ — одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад.
По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, инновационные технологии — одним словом, развиваться.
При этом он должен учитывать требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, а также Профессионального стандарта педагога, Закона об образовании.
Т. е. работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников и это закреплено в нормативных документах.
Таким образом, задача профессионального совершенствования педагогов состоит в - развитии их ценностных ориентаций, мотивов и профессиональных потребностей, а также профессиональных знаний, умений и личностных качеств, наиболее значимых для профессии педагога.
Т. е. сегодня к уровню компетентности педагогов предъявляются очень высокие требования, поэтому для его повышения особенно важным является умение современных воспитателей ДОУ постоянно обновлять и совершенствовать свои знания. Одним из способов реализовать данное умение является самообразование.
В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога, на основании которых можно сделать вывод:
Современный воспитатель. Воспитатель 21 века - это:
• Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
• Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
• Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
• Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В этих условиях, в процессе перехода образовательных учреждений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, работа по самообразованию – является одной из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путем достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.
Совершенствование качества образовательного процесса в ДОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Пути развития компетентности:
Работа в методических объединениях, творческих кружках;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию.
Показатели профессионального роста педагога :
- активное творческое начало педагогов;
- стремление педагога к повышению квалификационного разряда;
- потребность педагога в изучении теоретической литературы в процессе обобщения идей инновационного опыта;
- готовность педагога разработать тему по самообразованию (тему исследования) до конечного результата, т. е. до авторской разработки;
- стремление педагога выступать на разного рода педсоветах, семинарах, конференциях по развитию инновационного процесса.
Что такое самообразование? –Под этим термином понимают систематическую самостоятельно организованную познавательную деятельность. Ее основным направлением является достижение поставленных перед собой личностных и общественно значимых целей, которые способствуют удовлетворению познавательных интересов, профессиональных и общекультурных запросов, а также повышению профессиональной квалификации.
Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
Если процесс образования…
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходим для совершенствования каких -либо качеств и навыков
То речь идет о самообразовании!
Самообразование характеризуется … – (по слайду)
Формы самообразования :
- обучение на курсах (1 раз в 3 года) - индивидуальное самообразование
- участие в методической работе на разных уровнях
Формы работы по самообразованию
• Самообразовательная работа над рефератом по теме
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
• Обзор в Интернете информации по теме
• Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
• Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
• Изучение информационно-компьютерных технологий.
• Общение с коллегами в ОО, городе и в Интернете.
• Участие в конкурсах в Интернете.
• Помещение своих разработок на сайтах в Интернете.
Как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др.
Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия воспитателя.
Определим составляющие этой потребности, Мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию :
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственной образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у воспитателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога, как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители выбирают детский сад для своего ребенка.
• Общественное мнение. Воспитателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим воспитателем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория воспитателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда учить других?
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога :
• Повышение качества деятельности педагога
• Готовность к педагогическому творчеству
• Профессиональный рост
• Создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника
• Соответствие педагога требованиям общества и государства
В нашем дошкольном учреждении работа по самообразованию ведется по разным направлениям. Темы самообразования наших педагогов самые разные. Но не смотря на разнообразие тем работа по самообразованию ведё тся по основным этапам:
1 этап – выбор направления самообразования (по презентации)
Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
• Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
• Изучение учебной и научно-методической литературы;
• Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
• Изучение новых программ и педагогических технологий;
• Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
• Повышение общекультурного уровня.
У каждого педагога должно быть направление образовательной деятельности, которому он уделяет особое внимание (работает углубленно) – это, так называемая, методическая тема или тема по самообразованию.
2 этап – выбор темы самообразования.
Педагог определяет для себя тему самообразовательной деятельности, она вытекает из профессионального интереса педагога. Ну, конечно, он должен учитывать свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития.
Возможных вариантов тем – большое количество, но любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитательной работы, способствовать поиску новых педагогических приёмов и методик.
Она всегда должна быть нацелена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень. Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию — органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.
Затем ставит цель и задачи самообразования.
3 этап – формулировка цели и задач самообразования
4 этап –планирование работы по теме самообразования
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования – что и в какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать.
5 этап – теоретическое изучение проблемы
В течение учебного года педагогом ДОУ, по своему плану самообразования, ведется работа по выбранной теме :
- знакомство с предметом изучения, накопление материала;
- изучение необходимой научно-методической литературы;
- изучение передового педагогического опыта;
- участие в семинарах, педсоветах и МО для обогащения опыта работы;
- ведение отчетной документации.
(для этого - определяет круг источников информации)
Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть :
Телевидение
Газеты, журналы
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Интернет
Видео, аудио информация на различных носителях
Платные курсы
Семинары и конференции
Мастер-классы
Мероприятия по обмену опытом
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Курсы повышения квалификации
6 этап – практическая деятельность и определение результата самообразования
Применение знаний, навыков и умений на практике.
… одна из форм – Создание педагогических (методических) разработок;
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
7 этап – подведение итогов самообразования (анализ и оценка деятельности, результативность)
Вывод-заключение: Каким бы высоким не был уровень или мастерство педагога, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом.
Пока педагог стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя при этом все необходимые требования программы, и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием.
Хочется закончить словами Николая Александровича Рубакина, русского книговеда:
«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».