Папки-передвижки

Формирование представлений об отце у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Чуканова
Формирование представлений об отце у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» МО г. Саяногорска

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТЦЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отцовство играет не менее значительную роль в воспитании детей, чем материнство. Многочисленные исследования подтвердили эмоциональную важность отцовства для воспитания детей. На протяжении долгого времени роль мужчины в семье рассматривалась в контексте его экономической и защитной родительских функций. И только выявление специфического влияния отца на формирование и развитие полноценной гармоничной личности ребенка и собственно становления мужчины, дало право говорить об отцовстве как об особом феномене. Писатель Ю. Рюриков, характеризуя особенности материнской и отцовской любви писал: «Материнская любовь больше защищает малыша, отцовская больше развивает его; материнская любовь больше растит в малыше душу, отцовская – силу и разум»[3, с. 49].

Публикация «Формирование представлений об отце у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

По мнению психологов, отец может быть прекрасным воспитателем своих детей. У него более уравновешенная нервная система, богатый запас информации. Мужское начало в воспитании – это справедливость, объективность, сдержанность. Ежедневно возникает много проблем, когда необходима спокойная, мужская логика. Благодаря мужскому влиянию в ребенке развивается ум, смекалка, общительный характер, способность постоять за себя и за других. К тому же, если для сына отец – тот образец, с которого он сознательно или неосознанно копирует поведение, усваивает свою мужскую роль в обществе, то для дочери – он первый пример (положительный или отрицательный) поведения мужчины. Требовательная мужская любовь очень нужна ребенку, она побуждает и самого отца постоянно самосовершенствоваться [1, с. 105]

Отцы могут сыграть благородную роль не только в воспитании сыновей, но и дочерей. Обычно считалось, что воспитывать девочку – удел женщины, так как она ближе ей по духу и характеру. Но это не совсем верно. Дочери так же, как и сыновья, тянутся к духовному общению с самым близким человеком – отцом. Если общение состоится, то детство согрето радостью, ребенок растет радостным, спокойным, уравновешенным [4, с. 15].

Участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, он не просто необходим, он просто незаменим. Однако в последние годы снизился воспитательный потенциал отцовства, это обусловлено различными социальными факторами: неполнотой семьи, большим количеством разводов, снижением отцовской ответственности за воспитание ребенка в семье, нарушением гендерной идентичности и т. д. Поэтому нередко, растущие в семье дети, лишены отцовского воспитания и отцовской любви.

В 2016 в МБДОУ №10 «Щелкунчик» совместно с ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова» была открыта экспериментальная площадка по теме: «Приобщение к семейным ценностям детей и родителей в контексте патриотического воспитания дошкольников». Для реализации данного направления работы коллективом педагогов под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного и специального образования была разработана программа «Семь «Я» и «Я», целью которой явилось приобщение к семейным ценностям детей и родителей. Один из разделов программы «Я и моя семья» предполагает ознакомление с членами семьи: мамой, папой, бабушкой, дедушкой и др., их функциями в семье. Свою работу мы начали с диагностики у дошкольников представлений о роли и функциях отца в семье. Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с № 10 «Щелкунчик» п. Черемушки. Общая выборка составила 40 детей в возрасте 6-7 лет, из которых 20 девочек и 20 мальчиков, старшего дошкольного возраста. Целью данного исследования является: выявление представлений об отце детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы использовали следующие методы: беседу с детьми и проективный рисуночный тест «Портрет моего папы».

Проведенный опрос показал следующие результаты. Анализируя ответы мальчиков, необходимо отметить, что большинство детей (80%, с удовольствием делились впечатлениями. Дети говорили, что они любят проводить время со своим отцом, из них 65% любят рассказывать о папе своим друзьям и знакомым, а 25% детей делают это неохотно. Чаще всего это были дети из неполных семей, которые неохотно отвечали на вопросы и часто затруднялись в ответах. Большинство опрошенных детей (70%) любят гулять, помогать папе по дому, что-нибудь ремонтировать, мастерить вместе с отцом.

В большинстве случаев мальчики знают, что умеет делать отец, это показали 65% дошкольников. Они говорили о том, что отец умеет ремонтировать и водить машину; рассказывать интересные истории; работать; помогать маме (мыть посуду, покупать продукты, носить сумки, покупать одежду, убирать в доме). 35% дошкольников затруднялись в ответах на данный вопрос. Это были дети, к которых отец в семье отсутствует, поэтому им трудно было сказать, что делаем папа в семье.

75 % мальчиков не знают, может ли папа пожалеть их как мама, а 25 % ответили, что он может похвалить. На вопрос: «Хотел бы ты быть похожим на своего папу?»,- 65 % мальчиков ответили, что хотят быть такими же, как он (сильными, добрыми, умными). Они его любят за то, что он трудолюбивый (85%, умный (75%, хороший (30%). Однако 35% мальчиков не хотели бы быть похожими на своего папу, так как он курит, пьет и ругается с мамой.

Анализируя ответы девочек, необходимо отметить, что большинство из них (80%) любят общаться с отцом, им нравится, когда он что-нибудь мастерит, учит кататься на велосипеде (30%, находиться вместе с папой (кататься на горке, ходить в магазин, вырезать картинки) 10% детей. 85 % детей отметили, что им нравится, когда папа их жалеет, целует, обнимает, успокаивает, может купить, что-нибудь. На вопрос: «Что умеет делать твой папа?», - лишь 35% девочек ответили, что отец умеет мыть посуду (40%, делать ремонт в квартире (30%) и ремонтировать машину (5 %, остальные девочки (35 %) не смогли ответить на данный вопрос. 95% девочек любят своего папу за то, что он добрый, ласковый (45%, хороший, может пожалеть не так, как все (50 %). Таким образом, беседа позволила увидеть различия в представлениях об отце у мальчиков и девочек дошкольного возраста. Проведенное исследование позволило нам сделать вывод о том, что не все дети имеют адекватные представления о роли и функциях отца в семье.

Для этого мы разработали и провели серию занятий «Мой папа в семье», в которых постарались донести до детей мысль о том, зачем нужен папа в семье: «Папа может всё что угодно», «Золотые руки папы моего», «Детство моего папы»

Кроме того, в старшей логопедической группе был разработан проект «Пустите папу в детский сад».

Целью нашего проекта было создание условий для оптимизации отношений партнерства и сотрудничества между папами и детским садом. В проекте были поставлены задачи, которые акцентировали бы знания отцов на воспитании детей в семье; способствовали общению с детьми; помогли папам научиться уважать ребёнка как личность; развивали бы его любознательность, инициативность и самостоятельность; научились любить своих детей.

Подготовительный этап проекта был направлен на изучение научной и методической литературы по данной проблеме. Проведено анкетирование отцов, составлен календарно – тематический план в рамках проекта. Разработаны методические материалы для реализации проекта.

В рамках реализации проекта были проведены мероприятия следующие мероприятия: выставка поделок на осеннюю тематику «Мастерили вместе с папой»; «Трудовой десант», где папа совместно с мальчиками группы отремонтировал машину на участке. Папы приняли участие в выставке стенгазеты: «Самый лучший папа мой!». Воспитатели провели практикум «Школа для пап», познакомили с детскими играми, проведена консультация «Поиграй со мною, папа!». Один из пап провел занятие совместно с инструктором по физическому развитию, дети не только с большим удовольствием выполняли все задания, но и получили положительный эмоциональный заряд. Мы постоянно приглашаем пап принять участие в подготовке атрибутов к новогоднему празднику «Новогоднее приключение». В один из таких праздников папы смастерили большую, металлическую, светящуюся чудо - печку, и костюмы богатырей для новогоднего танца для своих сыновей. Чудо – печь на утреннике двигалась по залу и вызвала у детей и родителей восторг. Из трубы печи дети получили от Деда Мороза и Бабы Яги. Совместно с папами проведеноспортивное развлечение «Папа – Шоу» к 23 февраля. Для мам был подарок, праздник «Мамочка любимая моя», ведущим был папа одной из воспитанниц нашей группы. Весною папы подготовили и провели квест- игру «Доброе дело», для детей своей группы, где они выполняли разнообразные задания. Итогом игры было совместное изготовление скворечника папами вместе с детьми.

Интересной для детей были экскурсии в автошколу, организованная папой. Инструктор провёл с детьми познавательные игры по Правилам Дорожного Движения «Весёлые путешественники» Для родителей и детей было проведено развлечение «Игры нашего детства», на котором дети и родители играли в дворовые игры.

Таким образом, включение пап в педагогический процесс ДОУ, позволило сделать их активными участниками образовательного процесса, раскрыть потенциальные возможности в воспитания детей в семье, раскрыть скрытые и не реализованные таланы и способности. Работа по данному проекту помогла стать им увереннее в своих силах, а самое главное, стать самым близким и надежным другом не только для своего ребенка, но и для других детей. Реализация проекта позволила сформировать у отцов доверительные отношения со своими детьми и педагогами детского сада. Но самое главное – это восторг и радость, которые испытывали все дети от совместного общения с мужчинами. Мы убедились, что папа в детском саду – просто необходим!

Библиографический список:

1. Бутовская, М. Л. Формирование гендерных ролей у детей [Текст] / М. Л. Бутовская. – М. : Просвещение, 1997. – 260 с.

2. Коломийченко Л. В., Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2013. – 128с.

3. Коркина, Н. А. Отцовство в современной семье [Текст] / Н. А. Коркина // Семейная психология и семейная психотерапия. – 2003, № 4. – С. 48-54.

4. Кочубей, Б. И. Зачем нужен папа [Текст] / Б. И. Кочубей //Семья и школа. – 1990.-№ 6. – С. 13-16.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЗ. – Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mon.gov.ru/.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование представлений об отце у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 июня 2021 в 14:32
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений об отце у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Чуканова (УИ 2700547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД