МААМ-картинки

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 3–4 лет

Матвеева Светлана
Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 3–4 лет

Аннотация. В статье дается определение понятию «сенсорный эталон», раскрывается значение и роль дидактических игр в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей 3-4 лет.

Ключевые слова: сенсорные эталоны, дидактические игры, дети 3-4 лет.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой[1]. Каждый ребенок,

даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой[1 ].

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. С развитием сенсорики (от лат. зепзиз- ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах - общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии - это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит, научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Именно с трех лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликации, конструированию, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Важно, чтобы ребенок активно выполнял задание, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов[2].

Важным фактором в планировании занятий но ознакомлению детей с цветом, формой и величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.

Это усложнение идет путем элементарных заданий по группированию однородных предметов по величине, форме, цвету. К учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов - эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий[1].

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Могучим средством воспитания детей дошкольного возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу[3].

Богатые возможности для сенсорного воспитания и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок раннего возраста приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных малышу.

Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр[3].

Дидактические игры и упражнения для детей 3-4 лет проводятся последовательно, систематично. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделение одного из свойства в ущерб другим.

ЛИТЕРАТУРА

1. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. - Москва: Просвещение, 1988 - 144с.

2. Гербова, В. В. Воспитание детей во 2 - ой младшей группе детского сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова, составил Г. М. Лямишев-Москва: Просвещение, 1981. - 18с.

3. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика. Учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова - Москва: Издательский центр Академия, 1998. - 333с.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактическая игра по ФЭМП и для развития сенсорных представлений у детейДидактическая игра по ФЭМП и для развития сенсорных представлений у детей Дидактическая игра для развития сенсорных представлений у детей (цвет, форма). Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию дидактическую.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 3–4 лет
Опубликовано: 31 октября 2024 в 20:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Матвеева Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД