Светлана Чеботаренко
Клуб интересных встреч как эффективная форма работы при формировании представлений о своей семье у детей дошкольного возраста
Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания материального и духовного. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. В первую очередь в беседах с мамами и папами дети узнают, знакомятся с бытом и традициями семьи, её историей. Из семейного опыта они усваивают представления о себе, о других и о мире в целом.
Публикация «Клуб интересных встреч как эффективная форма работы при формировании представлений о своей семье у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Для формирования полных и системных представлений о семье, роли каждого члена семьи, его индивидуальности мы организовали клуб «Интересных встреч». В группу приглашаются родители и родственники наших воспитанников. Они знакомят ребят со своими профессиями, с семейными традициями, своими увлечениями и хобби.
Мы приглашаем в гости людей самых разных профессий, с различными увлечениями, разносторонними интересами. Для детей оказываются очень интересными рассказы бабушек и дедушек, мам и пап, об интересных эпизодах из своей жизни, о совместных увлечениях, своих профессиях.
Встречи проводим раз в месяц, к ним готовимся заранее и стараемся преподнести их в интересной форме, используя познавательные и игровые методы работы.
С родителями и гостями проводится предварительная работа : вместе придумываем рассказы для детей, составляем презентации, продумываем возможные мастер-классы.
Интересной оказалась встреча с одной из бабушек, на которой она рассказала детям группы о своей коллекции кукол. Эти куклы сделаны своими руками. Дети познакомились с историей куклы, узнали, из чего делали кукол в XX веке, чем они похожи друг на друга, в какую одежду одеты, как и в какие игры можно играть с этими куклами, какими куклами играли мамы, бабушки. Очень часто эти куклы мы используем как сюрпризный момент для организации различных видов детской деятельности.
Дети познакомились и с необычными сувенирными куклами из фарфора, соломы, поролона, волокон льна, куклами в национальных костюмах (русская, украинская, белорусская). Мы познакомили детей с тем, что есть куклы-символы: гостеприимства, достатка и т. д.
Повели мастер-класс, на котором дети сами могли познакомиться с тем, как можно изготовить куклу. Мы увидели, как увлекает сам процесс "рождения" куклы, а участие ребёнка в её создании и игра с ней позволили развить у детей творческие начала, воображение. Куклы, сделанные своими руками, привлекают больше внимание детей и становятся участниками сюжетно-ролевых игр, таких как семья, дом, встреча гостей.
Затем мы организовали выставку кукол у нас в группе, и эти красочные необычные куклы радовали нас и наших гостей, которых мы пригласили к нам на экскурсию, дети, становясь экскурсоводами, рассказывали детям из других групп интересные факты. Такая работа позволяет сформировать у детей первоначальные представления о традициях и исторических фактах своей семьи и народа, историческое прошлое, переплетаясь с сегодняшним днём, позволяет сформировать заинтересованность и сопричастность к социокультурным ценностям нашего народа.
В рамках другой встречи мы пригласили маму, увлекающуюся вышивкой. Она рассказала нам о своем мастерстве. Дети узнали, что ещё наши бабушки и прабабушки вышивали, украшая вышивкой рушники, скатерти, салфетки. Нам в группу подарили несколько работ, которые мы так же используем при организации сюжетно-ролевых игр «Семья», «Дом», «Гости».
После каждой встречи мы в группе устраиваем выставки семейного творчества. Такая форма работы интересна и способствует обогащению знаний детей о семейных традициях, истории своей семьи, воспитанию любви к своей истории и уважению к своим близким.
Для мальчиков наиболее интересными являются встречи с представителями таких профессий, как пожарный, военный, водитель. В ходе таких встреч дети не только узнают об особенностях профессий своих пап и старших братьев, но и испытывают чувство гордости за своих близких. Формируются первоначальные представления об исторических фактах своей семьи, малой родины.
За время работы клуба у нас сформировался банк презентации по профессиям: «Пожарная часть», «Корабли Североморска», «Морские профессии», «Предприятия города», где широко представлен иллюстративный и другой информационный материал. Так же в ходе проведенной работы создано методическое обеспечение: картотеки дидактических, сюжетно-ролевых игр по темам, изготовлены воспитателями совместно с детьми и родителями различные костюмы и атрибутика для сюжетно-ролевых игр. Таким образом, работа «Клуба интересных встреч» помогает решать задачи патриотического воспитания подрастающего поколения, включая всех участников образовательных отношений: воспитанников, родителей, педагогов, создавая группу единомышленников, объединённых общими целями и интересами.
Литература:
1. Доронова Т. Н. Соловьёва Е. В. Жичкина А. Е. Мусиченко С. И. Дошкольное учреждение и семья. — М. : Линка-пресс, 2001.
2. Михайлова З. А. Бабаева Т. И. Кларина Л. М. Серова З. А. — СПб. : Детство-пресс, 2012.
3. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.